Известный ученый В. А. Мосолов охарактеризован в качестве не только философа, но и одного из известных историков педагогики, активного участника Совета по истории образования и педагогической науки РАО. Предметом его исследований становились пути исторического развития образа будущего в педагогике, проблемы истоков духовного совершенствования человека, трансформации этических парадигм в педагогической мысли России. Он инициировал введение в научный оборот понятия «всеобщая педагогика», разработал концептуальные идеи о Боге и природе как субъектах воспитания человека, новаторского объяснения субъектов социального воспитания и самовоспитания человека. Ему принадлежит приоритет описания истории отечественной мысли о воспитании в период с Х до ХХ столетия, его заслугой является характеристика целостной динамичной картины исторических судеб идеологии воспитания в России.
В статье содержится анализ докторской диссертации В. А. Мосолова «Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI–XX вв.», монографии «Всеобщая педагогика: Об универсализме субъектов воспитания человека», учебного пособия «Очерки истории образования и педагогической мысли». Отмечено, что выводы В. А. Мосолова базируются на глубоком анализе трудов отечественных и зарубежных ученых, классиков педагогики, выдающихся подвижников образования и современных историков педагогики.
Famous scientist V. A. Mosolov is described as not only a philosopher, but also one of the famous historians of pedagogy, an active participant in the Council on the History of Education and Pedagogical Science of the Russian Academy of Education. The subject of his research was the ways of historical development of the image of the future in pedagogy, the problems of the origins of human spiritual improvement, and the transformation of ethical paradigms in the pedagogical thought of Russia. He initiated the introduction into scientific circulation of the concept of “General Pedagogy”, the development of conceptual ideas about God and nature as subjects of human upbringing, an innovative explanation of the subjects of social education and self-education of a person. He has the priority of describing the history of Russian thought about education in the period from the 10th to the 20th centuries; his merit is the characterization of a holistic, dynamic picture of the historical destinies of the ideology of education in Russia. The article contains an analysis of the doctoral dissertation of V. A. Mosolov “Paradigms of education in the pedagogical thought of Russia in the 11th-20th centuries”, monograph “General Pedagogy: On the universalism of the subjects of human upbringing”, textbook “Essays on the history of education and pedagogical thought”. It is noted that the conclusions of V. A. Mosolov are based on a deep analysis of the works of domestic and foreign scientists, classics of pedagogy, outstanding devotees of education and modern historians of pedagogy.
Романов Алексей Алексеевичдоктор педагогических наук, профессор
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
г. Рязань, Российская Федерация
a.romanov@365.rsu.edu.ru
1. Кафедра теории и истории культуры в Герценовском университете: история и персонология. К 25-летию кафедры теории и истории культуры / под ред. канд. культурологии, доц. В. Н. Бондаревой. – СПб.: Астерион, 2013. – 146 с.
2. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX–XX вв. – М.: Б.и., 1996. – 124 с.
3. Мосолов В. А. Всеобщая педагогика: Об универсализме субъектов воспитания человека: моногр. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 144 с.
4. Мосолов В. А. Образ будущего как противоречивый фактор связи воспитания с жизнью в советский период // Современные проблемы историко-педагогических исследований: тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. – М.: ИТИП и МИО РАО, 1992. – С. 25–28.
5. Мосолов В. А. Образ будущего как стимул развития воспитательного процесса в истории советской педагогики и школы // Современные проблемы истории образования и педагогической науки: монографический сборник: в 3 т. / под ред. чл.- корр. РАО З. И. Равкина. Т. II. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994. – С. 49–69.
6. Мосолов В. А. Эволюция этических парадигм и ценностных ориентаций в педагогической мысли России XIV–XX вв. // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования: тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994. – С. 23–26.
7. Мосолов В. А. Этические парадигмы в истории воспитания россиян как национальные ценностные приоритеты отечественного образования // Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). Материалы XVIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и воспитания. Октябрь 1997. – М.: ИТОиП, 1997. – С. 21–25.
8. Романов А. А. 100 книг Григория Корнетова. – Рязань: Концепция, 2018. – 136 с. EDN: YNWRDV
9. Романов А. А. Коренное изменение методологических основ истории педагогики России в 80–90-х годах ХХ века: к 65-летию Г. Б. Корнетова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2023. – № 2(86). – С. 37–43. EDN: KABSUR
10. Романов А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 1(33). – С. 204–212. EDN: TPXCCD
11. Романов А. А. Реформаторы российского образования конца ХХ века (Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад) // Психолого-педагогический поиск. – 2016. – № 4(40). – С. 65–72. EDN: XCRDJZ
1. Bondareva, V. N. (2013) (ed.) Kafedra teorii i istorii kul'tury v Gercenovskom universitete: istoriya i personologiya. K 25-letiyu kafedry teorii i istorii kul'tury [Department of Theory and History of Culture at Herzen University: History and Personology. To the 25th anniversary of the Department of Theory and History of Culture]. Saint Petersburg: Asterion. (In Russian)
2. Klarin, V. M., Petrov, V.M. (1996) Idealy i puti vospitaniya v tvoreniyah russkih religioznyh filosofov XIX–XX vv. [Ideals and ways of education in the works of Russian religious philosophers of the 19th – 20th centuries]. Moscow: B.i. (In Russian)
3. Mosolov, V. A. (2011) Vseobshchaya pedagogika: Ob universalizme sub"ektov vospitaniya cheloveka: monogr. [Universal pedagogy: On the universalism of the subjects of human education: monograph]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University. (In Russian)
4. Mosolov, V. A. (1992) Obraz budushchego kak protivorechivyj faktor svyazi vospitaniya s zhizn'yu v sovetskij period [The image of the future as a contradictory factor in the connection between education and life in the Soviet period]. Sovremennye problemy istoriko-pedagogicheskih issledovanij [Modern problems of historical and pedagogical research]. Abstracts of reports and speeches at the XII session of the Scientific Council on the History of Education and Pedagogical Science. Moscow: ITIP i MIO RAO. Pp. 25–28. (In Russian).
5. Mosolov, V. A. (1994) Obraz budushchego kak stimul razvitiya vospitatel'nogo processa v istorii sovetskoj pedagogiki i shkoly [The image of the future as a stimulus for the development of the educational process in the history of Soviet pedagogy and school]. Sovremennye problemy istorii obrazovaniya i pedagogicheskoj nauki [Modern problems of the history of education and pedagogical science: monographic collection]. Moscow: ITP i MIO RAO. Pp. 49–69. (In Russian)
6. Mosolov, V. A. (1994) Evolyuciya eticheskih paradigm i cennostnyh orientacij v pedagogicheskoj mysli Rossii XIV–XX vv. [The evolution of ethical paradigms and value orientations in the pedagogical thought of Russia in the 14th – 20th centuries]. Aksiologicheskie aspekty istoriko-pedagogicheskogo obosnovaniya strategii razvitiya otechestvennogo obrazovaniya [Axiological aspects of the historical and pedagogical substantiation of the strategy for the development of domestic education]. Abstracts of reports and speeches at the XV session of the Scientific Council on the history of education and pedagogical science. Moscow: ITP i MIO RAO. Pp. 23–26. (In Russian).
7. Mosolov, V. A. (1997) Eticheskie paradigmy v istorii vospitaniya rossiyan kak nacional'nye cennostnye prioritety otechestvennogo obrazovaniya [Ethical paradigms in the history of Russian education as national value priorities of domestic education]. Aksiologicheskie rioritety v sfere obrazovaniya i vospitaniya (istoriya i sovremennost') [Axiological priorities in the field of education and upbringing (history and modernity)]. Materials of the XVIII session of the Scientific Council on problems of the history of education and upbringing. October 1997. Moscow: ITOiP. Pp. 21–25. (In Russian).
8. Romanov, A. A. (2018) 100 knig Grigoriya Kornetova [100 books by Grigory Kornetov]. Ryazan': Koncepciya. (In Russian). EDN: YNWRDV
9. Romanov, A. A. (2023) Korennoe izmenenie metodologicheskih osnov istorii pedagogiki Rossii v 80–90-h godah HKH veka: k 65-letiyu G. B. Kornetova [A radical change in the methodological foundations of the history of pedagogy in Russia in the 80–90s of the twentieth century: on the 65th anniversary of G. B. Kornetov]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii – Innovative projects and programs in education. Vol. 2 (86). Pp. 37–43. (In Russian). EDN: KABSUR
10. Romanov, A. A. (2015) Pamyati Eduarda Dmitrievicha Dneprova [In memory of Eduard Dmitrievich Dneprov]. Psihologo-pedagogicheskij poisk – Psychological and pedagogical search. Vol. 1 (33). Pp. 204–212. (In Russian). EDN: TPXCCD
11. Romanov, A. A. (2016) Reformatory rossijskogo obrazovaniya konca HKH veka (E. D. Dneprov i B. M. Bim-Bad) [Reformers of Russian education at the end of the twentieth century (E. D. Dneprov and B. M. Bim-Bad)]. Psihologo-pedagogicheskij poisk – Innovative projects and programs in education. Vol. 4 (40). Pp. 65–72. (In Russian). EDN: XCRDJZ