Показатели стрессоустойчивости и академической успеваемости обучающихся вуза с разными типами функциональной асимметрии

Indicators of Stress-Tolerance and Academic Perfomance of Students With Different Types of Functional Asymmetry

Авторы:
Маклаков Анатолий Геннадьевич,Бойко Евгения Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_474

Полный текст304,36 КБ

Введение. В современной психологической литературе стрессоустойчивость рассматривается как одно из качеств человека, позволяющее преодолевать сложные (а зачастую и неблагоприятные) условия жизни и при этом сохранять эффективность деятельности. В свою очередь тип функциональной асимметрии, являясь индивидной характеристикой, может оказывать определенное влияние на специфику проявления стрессоустойчивости человека в различных жизненных ситуациях.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 114 человек в возрасте 18–23 лет. По результатам выполнения теппинг-теста и функциональных проб участники исследования были разделены на правшей, левшей и амбидекстров. Для оценки уровня стрессоустойчивости применялся тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Уровень академической успеваемости определялся на основе семестровой аттестации обучающихся вуза. Полученные данные были проанализированы с применением методов статистического анализа.

Результаты. Было установлено, что уровень академической успеваемости выше в группе правшей. При этом, в группе амбидекстров отмечается более слабая дифференцированность показателей академической успеваемости.

Более высокий уровень стрессоустойчивости демонстрируют студенты вуза, у которых отмечается преобладание функций левого полушария. При этом наиболее высокие показатели стрессоустойчивости отмечаются в группе правшей, а наиболее низкие показатели — в группе амбидекстров.

Обсуждения и выводы. Полученные данные позволяют предположить, что тип функциональной асимметрии, вероятно, играет определенную роль в формировании стрессоустойчивости человека. При этом анализ показателей академической успеваемости и уровня стрессоустойчивости в группах обучающихся с разным типом функциональной асимметрии, позволяет предположить, что прямой, непосредственной связи между этими показателями нет. Вероятно, связь между показателями академической успеваемости и уровнем стрессоустойчивости имеет более сложный, нелинейный характер.


Introduction. In modern psychological literature stress tolerance defines as human’s characteristic, that aloud him to save his effectiveness in difficult living conditions. A type of functional asymmetry is an individual characteristic, can mediate developmental level of stress-tolerance.

Materials and methods. 114 people at the age from 12 to 23 were examined during the issue. According of results of tepping-test and functional tests all surveyed people were divided into three groups: right-handed, left-handed and ambidexterity people.

Creativity’s level was estimated with test of S. Cohen, G. Williamson. Research data was analyzed with statistic methods.

Results. It was shown, that overall indicator of stress-tolerance is significantly higher in the right-handed people group in the comparison with groups of left-haded people. Also overall indicator of academic performance is significantly higher in the right-handed people group in the comparison with groups of left-haded people and ambidexterity people.

Discussion and conclusion. Received data allow to suppose, that the level of stress-tolerance will be as higher, as as the predominance of left hemisphere functions increases. And possible correlation between level of stress-tolerance and academic performance complex, not linear in nature.

Маклаков Анатолий Геннадьевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru

Бойко Евгения Анатольевна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ev.boiko@inbox.ru

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 546 с.
2. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 г.: в 8 т. – СПб.: СПБГУ, 2003. – Т. 1. – С. 453–457.
3. Бойко Е. А. Функциональные асимметрии и успешность школьного обучения: моногр. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. – 104 с.
4. Вдовина Е. С., Вдовина А. А. Сравнительный анализ нервно-психической устойчивости сотрудников отдела безопасности и отдела охраны в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 2 (220). – C. 99–106.
5. Иванова С. П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – №9. – С. 99–108.
6. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
7. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 244.
8. Литвинцев С. В., Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих. – СПб.: ВмедА, 1995. – 12 с.
9. Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. – М.: Смысл, 2011. – 480 с.


1. Ananev, B. G. (2007) Izbrannie trudi po psichologii [Psychological selected works]. Monograph. Saint Petersburg. St. Peterburg University. (In Russian).
2. Berezhnaya, N. I. (2003) Stressoustojchivost operativnyh sotrudnikov tamozhennyh organov [Stress resistance of operational customs officers]. Ezhegodnik Rossijskogo psixologicheskogo obshhestva [Yearbook of the Russian Psychological Society]. Proceedings of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists in 8 vols. 25–28 June 2003. Saint Petersburg: SPBGU. Vol. 1. Pp. 453–457. (In Russian).
3. Boyko, E. A. (2007) Funkcionalnye asimmetrii i uspeshnost shkolnogo obucheniya [Functional asymmetry and success of school education]. Monograph. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University. (In Russian).
4. Vdovina, E. S., Vdovina, A. A. (2019) Sravnitel`ny`j analiz nervno-psixicheskoj ustojchivostisotrudnikov otdela bezopasnosti i otdela oxrany`v uchrezhdeniyax ugolovno-ispolnitel`noj sistemy`[Comparative analysis of the neuropsychic stability of employees of the security department and the security department in institutions of the penitentiary system]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Orenburg State University. No. 2 (220). Pp. 99–106. (In Russian).
5. Ivanova, S. P. (2009) Psixologicheskaya ustojchivost` lichnosti kak faktor protivodejstviya negativny`m vliyaniyam social`noj sredy` v rannej yunosti i molodosti [Psychological stability of the individual as a factor in countering the negative influences of the social environment in early adolescence and youth]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social`no-gumanitarny`e nauki – Bulletin of Pskov State University. Series: Social Sciences and Humanities. No. 9. Pp. 99–108. (In Russian).
6. Ilin, E. P. (2011) Psihologiya individualnyh razlichij [Psychology of individual differencies]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
7. Katunin, A. P. (2012) Stressoustojchivost` kak psixologicheskij fenomen [Stress resistance as a psychological phenomenon]. Molodoj ucheny`j – Young scientist. No. 9. P. 244. (In Russian).
8. Litvincev, S. V., Maklakov, A. G., Chermyanin, S. V. (1995) Metodologicheskie aspekty` ocenki nervno-psixicheskoj ustojchivosti voennosluzhashhix [Methodological aspects of assessing the neuropsychic stability of military personnel]. Saint Petersburg: Vmed A. (In Russian).
9. Moskvin, V. A., Moskvina, N. A. (2011) Mezhpolusharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka [Hemisphere asymmetry and individual differencies]. Moscow: Smysl. (In Russian).

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, академическая успеваемость, функциональная асимметрия, stress-tolerance, academic performance, type of functional asymmetry

Для цитирования:
Маклаков А. Г., Бойко Е. А. Показатели стрессоустойчивости и академической успеваемости обучающихся с разными типами функциональной асимметрии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 474–485. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_474. EDN: FXAUBW Maklakov, A. G., Boyko, E. A. (2023) Pokazateli stressoustojchivosti i akademicheskoj uspevaemosti obuchayushhixsya s raznymi tipami funkcionalnoj asimmetrii [Indicators of Stress-Tolerance and Academic Perfomance of Students With Different Types of Functional Asymmetry] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 474–485. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_474. EDN: FXAUBW

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина