Введение. Ценности и их иерархия влияют на цели деятельности человека и выполняют регулятивную функцию. С возрастом и с момента устройства на работу в новую организацию человек сталкивается с ценностями общества или группы, которые могут противоречить его собственным. При адаптации к новым условиям человек формирует иерархию ценностей для оценки и выбора действий. Структура личностных ценностей является стабильной и может противоречить выбранным ценностям на уровне поведения. Возникает феномен «ценностного давления субъекта», который проявляется сильнее или слабее в изменяющихся условиях.
Материалы и методы. Выборка – 946 сотрудников коммерческой компании (132 мужчины, 814 женщин в возрасте от 18 до 60 лет). Для исследования различий в группах по возрасту, стажу и полу были использованы метод дисперсионного анализа (тест Левена) и сравнение средних по t-критерию Стьюдента.
Результаты. Предложены определение понятия «ценностное давление субъекта» и вариант его расчета на основе квазихемминговой метрики. По результатам дисперсионного анализа стаж работы – значимый фактор, влияющий на значения ценностного давления субъекта, а возраст – нет. По t-критерию Стьюдента дифференцированы группы по стажу и по возрасту, значимо различающиеся по ценностному давлению субъекта.
Обсуждение и выводы. Наиболее значимые изменения значений ценностного давления субъекта, а также максимум, отмечаются в первый год работы в организации. При стаже в 3, 5 и 6 лет наблюдается рост ценностного давления субъекта. «Новички» в организации требуют сопровождения в течение первого года работы. У опытных сотрудников есть периоды более вероятных решений об изменении в профессиональной деятельности. Высокие значения ценностного давления субъекта превалируют в возрасте 22–23 года, 29 лет и 32 года, что может указывать на некие общие кризисные моменты жизни.
Introduction. Values and their hierarchy influence the goals of human activity and perform a regulatory function. With age and from the moment of employment in new organization, a person encounters with values of society or a group that may contradict his own. When adapting to new conditions, a person forms a hierarchy of values for evaluating and choosing actions. The structure of personal values is stable and may contradict selected values at the level of behavior. The phenomenon of "value pressure of the subject" arises, which appear stronger or weaker in changing conditions.
Materials and methods. The sample is 946 employees of a commercial company (132 men, 814 women between the ages of 18 and 60). The method of variance analysis (Leven's test), comparison of averages according to the Student's t-criterion were used to study the differences in groups by age, length of service and gender.
Results. A definition of the concept of "value pressure of the subject" and a calculation option based on a quasi-hemming metric are proposed. According to the results of the analysis of variance, work experience is a significant factor affecting the values of value pressure of the subject, but age is not. According to the Student's t-criterion, groups are differentiated by work experience and age, significantly differing in value pressure of the subject.
Discussion and conclusion. The most significant changes in the meaning and the maximum of value pressure of the subject are observed in the first year of work in an organization. Value pressure of the subject increases with 3, 5, 6 years of work experience. New recruit in an organization is required support during the first year of work. Experienced employees have periods of more likely decisions about changes in professional activity. High values of value pressure of the subject are observed at 22-23, 29 and 32 years, which may indicate some general crisis moments of life.
Гумницкий Михаил Ефимович–
–
г. Челябинск, Российская Федерация
gumm@mail.ru
1. Гумницкий М. Е. Изучение ценностно-смысловой сферы личности: обзор дидактического инструментария // Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент. Междисциплинарное сетевое взаимодействие: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 18–21 августа 2020 года. Том Выпуск 2. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 30–38.
2. Дружилов С. А. Психическая адаптация в новой реальности: феномен, факторы, критерии, индикаторы, вызовы // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 8 (100). – С. 82–89. DOI: 10.24158/sPp.2022.8.12.
3. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. – М.: ИП РАН, 2013. – 524 с.
4. Зеленцова М. Г., Гумницкий Г. Н. О предмете теории ценностей // Вестник Российского философского общества. – 2016. – № 2(78). – С. 88–91.
5. Каган М. С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. – 191 с.
6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. –70 с.
7. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. – № 1. – М.: Смысл, 2002. – С. 56–65.
8. Лубягина А. Ф., Выбойщик И. В. Виды профессионального выбора в контексте жизненного пути и профессиональной деятельности // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: Сборник материалов научной конференции с международным участием, посвященной 25-летнему юбилею факультета психологии, Челябинск, 14–15 сентября 2021 года. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. – С. 73–78.
9. Маркина Н. В., Крамская И. Р., Маковецкая Ю. Г. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и особенностей их жизненных сценариев в коннекте профессиогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 147–155.
10. Махнач А. В., Лактионова А. И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: коллективная монография. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 290–312.
11. Петровский В. А. Человек над ситуацией. – М.: Смысл, 2010. – 559 с.
12. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 31. – С. 6–11.
13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В. А. Ядов, А. А. Семенов, В. В. Водзинская и др. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. – 376 с.
14. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38–50.
15. Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2008. – 284 с.
16. Толочек В. А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // Мир психологии. – 2006. – № 3 (47). – С. 131–146.
17. Толочек В. А. Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий. Часть первая // Организационная психология. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 110–128.
18. Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование / Е. И. Колтунов, В. Г. Грязева-Добшинская, Ю. А. Дмитриева и др. // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – № 2. – С. 138–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168.
19. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта / В. М. Голянич, А. Ф. Бондарук, В. А. Шаповал, Т. В. Тулупьева // Экспериментальная психология. – 2018. – Т. 11. – № 3. – С. 120–139. DOI: 10.17759/exPpsy.2018110309.
20. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement / Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A. et al. // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2001. – Vol. 32. – № 5. – Pp. 519–542.
21. Maddi S. R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation, 1970. – Pp. 137–186.
22. Rokeach M. The nature of human values. – New York: Free Press, 1973. – 438 p.
23. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology, 1992. – Vol. 25. – Pp. 1–65.
24. Schwartz S. H. Value properties and behavior: Applying a theory of integrated // The Psychology of Values: The Ontario Symposium, 1996. – Vol. 8. – Pp. 1–24.DOI: 10.4324/9780203773857.
1. Gumnitskiy, M. E. (2020) Izuchenie tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti: obzor didakticheskogo instrumentariya [The study of the value-sense sphere of the personality: the review of the didactic toolkit]. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya. Aktual'nye voprosy. Innovatika i eksperiment. Mezhdistsiplinarnoe setevoe vzaimodeistvie [Digital transformation of education. Current issues. Innovation and experiment. Interdisciplinary networking]. Proceeding of the International Conference, Moscow, 18–21 Aug. 2020. Vol 2. Kirov: Mezhregional'nyi tsentr innovatsionnykh tekhnologii v obrazovanii. Pp. 30–38. (In Russian).
2. Druzhilov, S. A. (2022) Psikhicheskaya adaptatsiya v novoi real'nosti: fenomen, faktory, kriterii, indikatory, vyzovy [Mental adaptation in a new reality: phenomenon, factors, criteria, indicators, challenges]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika – Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. Vol. 8 (100). Pp. 82–89. DOI: 10.24158/sPp.2022.8.12. (In Russian).
3. Zhuravleva, N. A. (2013) Psihologiya social’nyh izmenenij: cennostnyj podhod [Psychology of social dynamics]. Moscow: In-t psihologii RAN. (In Russian).
4. Zelentsova, M. G., Gumnitskiy, G. N. (2016) O predmete teorii tsennostei [About the subject of the theory of values]. Vestnik Rossiiskogo filosofskogo obshchestva – RPhS Bulletin. Vol. 2 (78). Pp. 88–91. (In Russian).
5. Kagan, M. S. (2020) Teoreticheskie problemy filosofii. Izbrannye trudy 2. Chast' 2 [Theoretical problems of philosophy. Selected works. Part 2]. Moscow: Izdatel'stvo Yurait. (In Russian).
6. Karandashev V. N. (2004) Metodika SHvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: Koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance]. Saint Petersburg: Rech'. (In Russian).
7. Leontev, D. A. (2002) Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyi potentsial kak osnova samodeterminatsii [Personal in personality: personal potential as the basis of self-determination]. Scientifi c notes of the Department of General Psychology of Lomonosov Moscow State University [Scientific notes of the department of general psychology of Lomonosov Moscow State University]. Moscow: Smysl. Vol. 1. Pp. 56–65. (In Russian).
8. Lubyagina, A. F., Vyboishchik, I. V. (2021) Vidy professional'nogo vybora v kontekste zhiznennogo puti i professional'noi deyatel'nosti [Types of professional choice in the context of life and professional activity]. Psikhologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, perspektivy [Psychology in a changing world: problems, hypotheses, prospects]. Proceedings of the International Conference. Chelyabinsk, 14–15 sep. 2021. Chelyabinsk: Izdatel'skii tsentr YuUrGU, Pp. 73–78. (In Russian).
9. Markina, N. V., Kramskaya, I. R., Makovetskaya, Yu. G. (2017) Vzaimosvyaz' professional'noi vostrebovannosti pedagogov i osobennostei ikh zhiznennykh stsenariev v konektse professiogeneza [Relationship between the professional writer’s needs and the peculiarities of their life scenarios in the professionology concept]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. Vol. 3. Pp. 147–155. (In Russian).
10. Makhnach, A. V., Laktionova, A. I. (2007) Zhiznesposobnost' podrostka: ponyatie i kontseptsiya [Adolescents’ resilience: the notion and concept]. Psikhologiya adaptatsii i sotsial'naya sreda: sovremennye podkhody, problemy, perspektivy [Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, prospects]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. Pp. 290–312. (In Russian).
11. Petrovskiy, V. A. (2010) Chelovek nad situatsiei [The person above the situation]. Moscow: Smysl. (In Russian)
12. Rylskaya, E. A. (2009). Zhiznesposobnost' cheloveka: ponyatie i kontseptual'nye osnovy issledovaniya [Person's resilience: category and concepual foundations of investigation]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal – Siberian Journal of Psychology. Vol. 31. Pp. 6–11. (In Russian).
13. Yadov, V. A., Semenov, A. A., Vodzinskaya, V. V. et al. (2013) Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and prediction of social behavior of the individual: Dispositional concept]. Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga. (In Russian).
14. Slobodchikov, V. I., Tsukerman, G. A. (1996) Integral'naya periodizatsiya obshchego psikhicheskogo razvitiya [Integral periodization of general mental development]. Voprosy psikhologii – Questions of psychology. Vol. 5. Pp. 38–50. (In Russian).
15. Sukhodolskiy, G. V. (2008) Matematicheskie metody v psikhologii [Mathematical methods in psychology]. Khar'kov: Izd-vo Gumanitarnyi Tsentr. (In Russian).
16. Tolochek, V. A. (2006) Adaptatsiya sub"ekta k sotsial'noi srede: paradoksy, paradigmy, psikhologicheskie mekhanizmy [Subject's adaptation to the social environment: paradoxes, paradigms, psychological mechanisms]. Mir psikhologii – The world of psychology. Vol. 3 (47). Pp 131–146. (In Russian).
17. Tolochek, V. A. (2021) Professional'nyi otbor: paradigmy KhKh i KhKhI stoletii. Chast' pervaya [Professional selection: paradigms of the XX and XXI centuries. Part 1]. Organizatsionnaya psikhologiya – Organizational psychology. Vol. 11. 4. Pp. 110–128. (In Russian).
18. Koltunov, E. I., Gryazeva-Dobshinskaya, V. G., Dmitrieva, Ya. A., Markina, N. V., Zhi, J., Naboichenko, E. S. (2022) Tsennostnye osnovaniya perezhivaniya stressa i adaptatsii studentov: kross-kul'turnoe issledovanie [Value foundations of experiencing stress and adaptation of students: Cross-cultural study]. Obrazovanie i nauka – The Education and Science Journal. Vol. 24 (2). Pp. 138–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168. (In Russian).
19. Golyanich, V. M., Bondaruk, A. F., Shapoval, V. A., Tulupyeva, T. V. (2018) Tsennostnye protivorechiya kak psikhodiagnosticheskie kriterii professional'noi kompetentnosti i vnutrilichnostnogo konflikta [Value contradictions as psychodiagnostic criteria of professional competence and an intrapersonal conflict]. Eksperimental’naya psikhologiya – Experimental psychology. Vol. 11. No. 3. Pp. 120–139. DOI: 10.17759/exppsy.2018110309. (In Russian).
20. Schwartz, S. H., Melech, G., Lehmann, A. et al. (2001) Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 32. No. 5. Pp. 519–542.
21. Maddi, S. R. (1970) The search for meaning. The Nebraska symposium on motivation. Pp. 137–186.
22. Rokeach, M. (1973) The nature of human values. New York: Free Press.
23. Schwartz, S. H. (1992) Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology. Vol. 25. N.Y.: Academic Press. Pp. 1–65.
24. Schwartz, S. H. (1996) Value properties and behavior: Applying a theory of integrated. The Psychology of Values: The Ontario Symposium. Vol. 8. Pp. 1–24. DOI: 10.4324/9780203773857.