Проблема интеграции мигрантов-мусульман в Италии и Финляндии

The Problem of Muslim Immigrants’ Integration in Italy and Finland

Авторы:
Сливкина Варвара Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_3_214

Полный текст380,51 КБ

Введение. Прогнозируя динамику роста европейских мусульманских общин, исследователи в целом сходятся в оценке исламской иммиграции как долговременного фактора изменений европейского общества. Второе, а иногда и третье поколение проживающих в Европе мусульман приводят к трансформации европейского религиозного пространства, способствуя появлению модальности так называемого «западного ислама», сопровождаемого ростом запросов на признание религиозных и культурных прав иммигрантских сообществ. Данная статья посвящена анализу проблем, возникающих при интеграции мигрантов-мусульман в итальянское и финское общество.

Содержание. В статье анализируется ряд статистических данных изменения численности мусульманских общин в Италии и Финляндии. Определяется политика правового мультикультурализма в Финляндии. Описываются такие особенности финской модели интеграции как содействие сохранению родного языка, преподавание ислама в государственных школах, создание площадок диалога между представителями финской власти и мусульманскими организациями. Автором также рассматривается ряд особенностей «итальянского случая» определения места мигрантов-мусульман в нетрадиционном для себя контексте. Приводится обзор исламской иммиграции в Италию. Отмечается различие в отношении к исламу между первым и вторым поколением мигрантов.

Выводы. На основе анализа собранного материала делается вывод о двух видах государственной стратегии в отношении к мигрантам-мусульманам. В Финляндии государство заинтересовано в создании системы управления языковым, культурным и религиозным разнообразием. На это направлена политика в области принятия и интеграции иммигрантов. В Италии политика интеграции ведет к формированию нового образа «итальянского ислама», стремящегося к преодолению этнокультурных ограничений, характерных для общин первого поколения мигрантов-мусульман.


Introduction. Predicting the growth dynamics of European Muslim communities, researchers generally agree on assessing Islamic immigration as a long-term factor in the European society changes. The second and sometimes third generation of Muslims living in Europe lead to the transformation of the European religious space, contributing to the emergence of the modality of so-called “Western Islam” accompanied by an increase in requests for recognition of the immigrant communities religious and cultural rights. This article is devoted to the analysis of problems arising from the integration of Muslim migrants into Italian and Finnish society.

Content. The article analyzes a number of statistics on the change in the number of Muslim communities in Italy and Finland. The policy of legal multiculturalism in Finland is determined. Such features of the Finnish integration model are described as promoting the preservation of the native language, teaching Islam in public schools, creating platforms for dialogue between the Finnish authorities and Muslim organizations. The author also considers a number of features of the “Italian case” of determining the place of Muslim migrants in an unconventional context. An overview of Islamic immigration to Italy is given. There is a difference in attitudes towards Islam between the first and second generation of migrants.

Conclusions. Based on the analysis of the collected material, a conclusion is made about two types of state strategy in relation to Muslim migrants. In Finland, the state is interested in creating a system for managing linguistic, cultural and religious diversity. This is the policy aimed at the acceptance and integration of immigrants. In Italy, the policy of integration leads to the formation of a new image of “Italian Islam” striving to overcome the ethno-cultural restrictions characteristic of the first generation Muslim migrants communities.

Сливкина Варвара Александровна
доктор политических наук
Папский университет св. Фомы Аквинского
Рим, Итальянская Республика
[email protected]

1. Беляев Р. Татарская диаспора Финляндии: вопросы интеграции и сохранения идентичности. Диссертация. – Хельсинки: University of Helsinki, 2017. – 310 c.
2. Документы II Ватиканского Собора. – М.: Паолине, 2004. – 589 c.
3. Allievi S. La Moschea di Roma // Africa. – 1994. – No. 1. – Pр. 36–38.
4. Allievi S. Musulmani D'Occidente: Tendenze Dell'islam Europeo. – Roma: Carocci, 2002. – 160 p.
5. Allievi S. Islam italiano. Viaggio nella seconda religione del paese. – Torino: Einaudi, 2003. – 293 p.
6. Allievi S. Сonflicts over Mosques in Europe: Policy Issues and Trends. – London: Alliance Publishing Trust, 2009. – 102 p.
7. Allievi S., Dassetto F. Il ritorno dell’Islam. I musulmani in Italia. – Roma: Edizioni Lavoro, 1993. – 296 p.
8. Ambrosini M., Naso P., Paravai C. Dio dei migranti. Pluralismo, conflitto, integrazione. – Bologna: Il Mulino, 2018. – 292 p.
9. Angelucci A., Bombardieri M., Taccini D. (a cura di.) L’isalam e integrazione in Italia. – Venezia: Marsilio, 2014. – 221 p.
10. Ciocca F. Musulmani in Italia: impatti urbani e sociali delle comunit? islamiche a Roma. – Roma: Meltemi Editore, 2018. – 146 p.
11. Ciocca F. L’islam italiano. Un’indagine tra religione, identita e islamafobia. – Roma: Meltemi Editore, 2019. – 152 p.
12. Cuciniello, A. Luoghi di culto islamici in Italia: tipologia e dati. – Milano: ISMU, 2017. – 16 p.
13. Dossier Statistico Immigrazione. A cura del Centro Studio e Richerchi IDOS e Centro Studi Confronti. – Roma: Centro Studi e Richerche IDOS, 2011. – 512 p.
14. Dossier Statistico Immigrazione. A cura del Centro Studi e Richerche IDOS e Centro Studi Confronti. – Roma: Centro Studi e Recherche IDOS, 2018. – 453 p.
15. Ferrari S. (a cura di.) Musulmani in Italia: la condizione giuridica delle comunit? islamiche. – Bologna: il Mulino, 2000. – 308 p.
16. Guolo R. Xenofobi e xenofili. – Roma, Bari: Laterza, 2004. – 178 p.
17. Guolo R. L'Islam ? compatibile con la democrazia? – Roma, Bari: Laterza, 2007. – 170 p.
18. Guolo R. Jihadisti D’Italia: la Radicalizzazione Islamica nel Nostro Paese. – Milano: Guerini e Associati, 2018. – 157 p.
19. Marticainen T. Finnish Muslims’ Journey from an Invisible Minority to Public Partnerships // Nordic Journals of Comparative Religion. – 2020. – Vol 56. – No. 1. – Pр. 31–51
20. Pace E. Islam e Occidente. – Roma: Edizioni Lavoro, 1995. – 154 p.
21. Pace E. L'Islam in Europa: Modelli di Integrazione. – Roma: Carocci, 2004. – 126 p.
22. Pauha T. Religious and national identities among young Muslims in Finland. A view from the social constructionist social psychology of religion. – Helsinki: University of Helsinki, 2018. – 81 p.
23. Saukkonen P. Multiculturalism and nationalism in Finland // Research of Finnish Society. – 2018. – Vol. 11. – Pp. 65–73.

Ключевые слова:
исламская иммиграция, ислам в Италии и Финляндии, интеграция, религиозный плюрализм, религиозное разнообразие в Европе, Muslim immigration, Islam in Italy and Finland, integration, religious pluralism, religious diversity in Europe.

Для цитирования:
Сливкина В. А. Проблема интеграции мигрантов-мусульман в Италии и Финляндии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 3. – С. 214–227. DOI 10.35231/18186653_2023_3_214. EDN: YYBCKE Slivkina, V. A. (2023) Problema integratsii migrantov-musul'man v Italii i Finlyandii [The Problem of Muslim Immigrants’ Integration in Italy and Finland]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 214–227. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_3_214. EDN: YYBCKE

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина