Типы переживания одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте

Types of Experiencing Loneliness in Adolescence

Авторы:
Редина Анна Викторовна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_308

Полный текст486,90 КБ

Введение. В статье представлена новая междисциплинарная исследовательская позиция в изучении типов переживания одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте на основе синергетики. Теоретические позиции и методологические принципы синергетики позволяют увидеть и спрогнозировать возможные варианты индивидуального развития, в том числе типы переживания одиночества на этапе взросления.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 152 обучающихся общеобразовательных учреждений г. Санкт-Петербурга в возрасте 13–14 и 15–17 лет. Методики исследования особенностей субъективного переживания одиночества: анкета «Субъективное представление об одиночестве» (авторская интерпретация); «Уровень субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон); дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3 (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев) – полная версия; опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина). Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS Statistics 26. Автором проведен кластерный анализ: иерархический, К-средних для изучения типов переживания одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Результаты исследования. Результаты исследования позволили выявить значимые различия особенностей субъективного переживания одиночества в группах респондентов подросткового и раннего юношеского возраста. В каждой возрастной группе выделены два кластера, характеризующие типы переживания одиночества. С помощью полученных данных впервые разработана поливариантная модель типов переживания одиночества на основе синергетики в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Обсуждение и выводы. Изучение многовариантного поведения системы (личности) с опорой на методологические принципы синергетики позволяют выделить несколько направлений (типов) переживания одиночества как личностного образования в подростковом и раннем юношеском возрасте. Конструктивное направление (тип А) – переживание одиночества не препятствует продуктивному личностному развитию; неконструктивное направление (тип Б) – состояние, препятствующее продуктивному личностному развитию. Представленные направления развития системы (личности) характеризуются различной степенью выраженности и смыслового содержания переживания одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Introduction. This article proposes a novel interdisciplinary research position, based on synergetics, to examine different types of loneliness experienced in adolescence. Theoretical perspectives and methodological principles of synergetics enable recognition and prediction of various choices for one's personal development, including the types of loneliness experienced during the growing-up stage.
Materials and methods. 152 St. Petersburg school students, aged 13–14 and 15–17, participated in the present study. Methods for examining the characteristics of the subjective experience of loneliness included: questionnaire "Subjective perception of loneliness" (author's interpretation); "Level of individuals’ sense of loneliness" (D. Russell, M. Ferguson); DOPO-3 (E.N. Osin, D.A. Leontiev) – full version; questionnaire "Loneliness" (S.G. Korchagina). The SPSS Statistics 26.0 application was used for the statistical analysis. To investigate the types of loneliness experienced in adolescence, a cluster analysis was carried out: hierarchical, K-means.
Results. The study's findings revealed statistically significant differences in adolescent respondents' sense of loneliness. There were two clusters identified in each age group (13–14 and 15–17) that define the types of loneliness experienced during adolescence. Using the collected data, a multivariate model of the types of loneliness, based on synergetics, was developed for the first time.
Discussion and conclusion. The study of multivariate system (personality) behavior based on synergetic methodological principles allows for the discovery of several ways (types) of experiencing loneliness as a personal construct in adolescence. A constructive experience of loneliness (type A) does not interfere with one's productive personal development, whereas a non-constructive sense of loneliness (type B), in contrast, indicates a state that limits one's personal growth. These types of system (personality) development are distinguished by the varying intensity of loneliness experienced during adolescence.

Редина Анна Викторовна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
redinaanna@bk.ru

1. Белов В. В., Редина А. В. Интегративный подход к изучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся общеобразовательных учреждений с различными типами саморегуляции в подростково-юношеском возрасте // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 235–258.
2. Бондарева С. В. Понятие одиночества и его типы // Молодежь Сибири – науке России: материалы международной научно-практической конференции Красноярск, 24 апреля 2020. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. – С. 31–34.
3. Дементий Л. И., Коротеева Е. М. Одиночество подростков: феноменология, факторы, типология: моногр. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 132 с.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. – М.: РАН, институт философии РАН, 1992. – № 12. – С. 3–20.
5. Коротеева Е. М., Скуратова К. В. Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества воспитанников кадетской школы-интерната // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2020. – № 2. – С. 5–11.
6. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества: моногр. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 196 с.
7. Матеев Д. А. Типология одиночества // Гуманитарные науки в Сибири. – 2008. – № 1. – С. 70–74.
8. Медведев Д. Ф. Особенности самоотношения у молодых людей с разным типом переживания одиночества // Перспективы развития социально-гуманитарных и экономических наук в XXI веке: материалы международной научной конференции, Белгород, 29 июня 2018. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2018. – Ч. I. – С. 75–78.
9. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО). – М.: Смысл, 2016. – 88 с.
10. Редина А. В. Синергетика в современном психологическом исследовании: новый вектор в изучении феномена одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль 4 мая 2021. – Ярославль: ЯГПУ, 2021. – С. 191–195.
11. Редина А. В. Феномен одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте в рамках современного психологического дискурса // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург 29–30 сентября 2020. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. – С. 77–82.
12. Стахнева Л. А. Подходы к пониманию предмета современной психологии в контексте постнеклассического типа рациональности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: социальные и гуманитарные науки. – 2013. – № 2 (52). – С. 372–375.
13. Тузов В. В. Синергетика как методология исследования процессов самоорганизации сложных систем // Библиосфера. – 2007. – № 1. – С. 52–59.
14. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика учение о взаимодействии. – М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. – 320 с.
15. Buecker S. et al. Loneliness and the Big Five personality traits: A meta–analysis // European Journal of Personality. – 2020. – Vol. 34. – No. 1. – Pp. 8–28.
16. Hemberg J. et al. Loneliness as experienced by adolescents and young adults: an explorative qualitative study // International Journal of Adolescence and Youth. – 2022. – Vol. 27. – No. 1. – P. 362–384.
17. Lichner V., ?iakov? E., Ditommaso E. Assessment the Loneliness of Slovak Adolescents: Adaptation of the Social and Emotional Loneliness Scale for Adults (SELSA-S) to Adolescents and Verification of Psychometric Attributes in the Slovak Version // Journal of Psychological and Educational Research. – 2021. – Vol. 29. – No 1. – P. 34–56.
18. Qualter P.; Munn, P. The separateness of social and emotional loneliness in childhood. J. Child Psychol. Psychiatry. – 2002. – Vol. 43. – P. 233–244.
19. R?nk? A. R. et al. Multidimensional and fluctuating experiences of loneliness from childhood to young adulthood in Northern Finland // Advances in Life Course Research. – 2018. – Vol. 35. – P. 87–102.
20. Weiss R. S. Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. – The MIT Press: Cambridge, MA, USA. 1973. – 236 p.

Ключевые слова:
одиночество, типы одиночества, синергетика, подростковый возраст, ранний юношеский возраст, самоорганизация, самодетерминация, loneliness, types of loneliness, synergetics, adolescence, self-organization, self-determination.

Для цитирования:
Редина А. В. Типы переживания одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 308–327. DOI 10.35231/18186653_2023_2_308 Redina, A. V. (2023) Tipy perezhivaniya odinochestva v podrostkovom i rannem yunosheskom vozraste [Types of Experiencing Loneliness in Adolescence]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 308–327. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_308

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина