Жизненные ценности периода ранней взрослости как психологический фактор эффективности деятельности команды проекта

Life Values of the Period of Early Adulthood as a Psychological Factor of the Effectiveness of the Project Team

Авторы:
Софьина Вера Николаевна,Расторгуева Полина Александровна,Габова Мария Петровна,Мирошников Эдуард Петрович,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_264

Полный текст473,53 КБ

Введение. В статье приводятся исследования развития жизненных ценностей студентов периода ранней взрослости (20–25 лет), входящих в состав команд творческих практико-ориентированных проектов. Исследовано влияние интерактивных обучающих технологий на развитие жизненных ценностей студентов, а также на эффективность команд проектов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 112 студентов II–IV курса (средний возраст – 21,8 лет); 54 студента были включены в экспериментальную группу, 58 студентов – в контрольную. Экспериментальная группа подвергалась воздействию различных интерактивных обучающих технологий, таких как: творческие практико-ориентированные проекты, тренинг-программа, а также Автоматизированная система кадрового менеджмента (АСКМ). Анализ эффективности деятельности команд творческих практико-ориентированных проектов проведен на основе характеристик эффективной команды Питера Капецио. При помощи методики «Морфологический тест жизненных ценностей» произведен сравнительный анализ уровня развития жизненных ценностей студентов периода ранней взрослости. В качестве математико-статистического метода для анализа результатов применения методик использован Т-критерий Стьюдента.
Результаты исследования. Выявлены значимые отличия в уровне эффективности студенческих команд творческих практико-ориентированных проектов до и после воздействия интерактивных обучающих технологий. Определены статистические различия в уровне развития определенных показателей жизненных ценностей студентов периода ранней взрослости II–IV курсов контрольной и экспериментальной группы. Проанализировано воздействие интерактивных обучающих технологий как объективного фактора эффективности деятельности команды проекта на субъективные факторы, в том числе жизненные ценности.
Обсуждение и выводы. По результатам исследования выявлено, что при воздействии интерактивных обучающих технологий на студентов периода ранней взрослости (20–25 лет) в составе команд творческих практико-ориентированных проектов достоверно растут все показатели, соответствующие характеристикам эффективной команды. Установлено, что одним из субъективных психологических факторов, обеспечивающих эффективность деятельности команды проекта, являются жизненные ценности периода ранней взрослости. Обозначены возможности практического применения результатов исследования.

Introduction. The article presents studies of the development of life values of students of the period of early adulthood (20–25 years old) who are part of teams of creative practice-oriented projects. The influence of interactive learning technologies on the development of students' life values, as well as on the effectiveness of project teams is investigated.
Materials and methods. The study involved 112 students of the II–IV grades (average age – 21.8 years); 54 students were included in the experimental group, 58 students – in the control group. The experimental group was exposed to various interactive learning technologies, such as: creative practice-oriented projects, a training program, as well as an Automated Personnel Management System (ASCM). The analysis of the effectiveness of the teams of creative practice-oriented projects was carried out on the basis of the characteristics of the effective team of Peter Capecio. With the help of the "Morphological test of life values" methodology, a comparative analysis of the level of development of life values of students during early adulthood was carried out. The Student's T-criterion was used as a mathematical and statistical method for analyzing the results of the application of the methods.
Results. Significant differences in the level of effectiveness of student teams of creative practice-oriented projects before and after exposure to interactive learning technologies were revealed. Statistical differences in the level of development of certain indicators of life values of students of the early adulthood period of the II–IV
grades of the control and experimental groups were determined. The impact of interactive learning technologies as an objective factor of the effectiveness of the project team on subjective factors, including life values, is analyzed.
Discussion and conclusions. According to the results of the study, it was revealed that under the influence of interactive learning technologies on students of the period of early adulthood (20–25 years) as part of teams of creative practice-oriented projects, all indicators corresponding to the characteristics of an effective team reliably grow. It is established that one of the subjective psychological factors that ensure the effectiveness of the project
team is the life values of the period of early adulthood. The possibilities of practical application of the research results are indicated.

Софьина Вера Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Расторгуева Полина Александровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Габова Мария Петровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Мирошников Эдуард Петрович
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. – 100 с.
2. Волченков В. С., Слепкова В. И. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 4.
3. Габова М. П. Акмеологическая среда вуза как фактор личностно-профессионального развития студентов и руководителей в практико-ориентированной деятельности // Научное мнение. – № 9. – 2019. – С. 32–35.
4. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 5–20.
5. Капецио, Питер. Команды, которые выигрывают. – СПб.: Астрель, АСТ. – 2005. – 96 с. ISBN 1-56414-357-0.
6. Коробов С. А., Софьина В. Н., Дёмушкина А. Д., Габова М. П. Системный подход к развитию управленческой компетентности студентов с использованием акмеологических технологий // Современное образование: содержание, технологии качество: материалы 25?й междунар. научно-методической конф. –СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». – 2019. –С. 379–381.
7. Мурашев А. В., Софьина В. Н., Габова М. П., Проектная деятельность студентов как фактор развития полипрофессиональной компетентности // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции 11–13 апр. 2019 г. – Псков: ПГУ, 2019. – С. 28–32.
8. Психология развития / под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.
9. Расторгуева П. А., Софьина В.Н. Влияние социально-психологической компетентности на эффективность проектной деятельности на различных этапах профессионального становления // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы
ХXIX Междунар. науч.-метод. конф. 19 апр. 2023 г. – СПб.: СПбГЭТУ. – 2023. – С. 504–506.
10. Расторгуева П. А. Софьина В. Н., Афанасьева К. С., Баурина А. С. Развитие полипрофессиональной компетентности студентов и специалистов в проектной деятельности // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXVII международной научно-методической конференции– 2021 г. Санкт-Петербург СПБГЭУ «ЛЭТИ». – Т. 1. – С. 524–526.
11. Смирнова М. В. Методика диагностики терминальных ценностей личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2011. –№ 2(8). –С. 135–145.
12. Сопов В. Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. – 2001. – № 4.
13. Софьина В. Н., Мирошников Э. П., Расторгуева П. А. Анализ психологического успеха личности в период ранней взрослости // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы ХXIX Междунар. науч.-метод. конф. 19 апр. 2023 г. –СПб.: СПбГЭТУ. – 2023. – С. 501–504. ISBN 978-5-7629-3132-8.
14. Софьина В. Н., Расторгуева П. А. Проектная деятельность как акмеологическая технология развития профессиональной компетентности на различных этапах образования // Современное образование: содержание, технологии качество: материалы 25?й междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». – 2019. – С. 416–418.
15. Софьина В. Н. Расторгуева П. А., Сероштанов Д. А. Проектная деятельность как фактор личностно-профессионального развития персонала // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXVII междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: СПБГЭУ «ЛЭТИ». – Т. 1. – 2021. – С. 549–550.
16. Софьина В. Н., Расторгуева П. А., Габова М. П. Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 271–287.
17. Софьина В. Н., Габова М. П., Галченко А. С., Полежаева О. Д. Системный подход к развитию профессиональной компетентности студентов и руководителей в проектной деятельности с использованием акмеологических технологий // Научное мнение. – 2017. – № 7–8. – С. 159–163.
18. Katushonok I. Y. Monitoring of the poly-professional competence development in the project activity of students / SofinaV. N., Murashev A.V., Gabova M. P., Katushonok I. Y., Polezhaeva O. D. // Opcion. 2019. Vol. 35. № S23. С. 1203–1220.
19. Ryan R. M., Deci E. L.Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, andwell-being. American psychology. – 2000. – No. 55(1). – Pp. 68–78.

Ключевые слова:
проект, команда проекта, проектная деятельность, жизненные ценности, терминальные ценности, эффективность команды проекта, студенты, период ранней взрослости, project, project team, project activity, life values, terminal values, project team effectiveness, students, early adulthood.

Для цитирования:
Софьина В. Н., Расторгуева П. А., Мирошников Э. П., Габова М. П. Жизненные ценности периода ранней взрослости как психологический фактор эффективности деятельности команды проекта // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 264–288. DOI 10.35231/18186653_2023_2_264 Sofina, V. N., Rastorgueva, P. A., Miroshnikov, E. P., Gabova, M. P. (2023) Zhiznenny`e cennosti perioda rannej vzroslosti kak psixologicheskij faktor e`ffektivnosti deyatel`nosti komandy` proekta [Life Values of the Period of Early Adulthood as a Psychological Factor of the Effectiveness of the Project Team]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 264–288. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_264

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина