Развитие коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов ДОТ посредством социально-психологического тренинга

Development of Communicative Competence of Developers of Educational and Methodological Materials for DOT Through Socio-psychological Training

Авторы:
Ванновская Ольга Васильевна,Булат Роман Евгеньевич,Байчорова Хафиза Срафильевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_187

Полный текст577,33 КБ

Введение. Авторами проанализированы психологические аспекты затруднений разработчиков учебно-методических материалов для их реализации при применении дистанционных образовательных технологий. Доказывается, что качество учебно-методических материалов (УММ) зависит не только от профессиональных компетенций разработчиков в определённой области знаний, но и от их командного взаимодействия. Повышение коммуникативной компетентности разработчиков УММ необходимо для согласованных действий и успешной коммуникации по разработке УММ для применения их в условиях ДОТ.
Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методы: теоретический
анализ, метод формирующего эксперимента, социально-психологический тренинг, методы психодиагностики. Математико-статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона. Эффективность авторской программы тренинга оценивалась на основе расчета Интегрального показателя коммуникативной компетентности, состоящего из фактора G по 16-PF Кеттелла, показателей интернальности в области достижений и интернальности в избегании неудач по тесту УСК, а также Композитной оценки по тесту Гилфорда.
Результаты исследования. В результате формирующего эксперимента подтверждено статистически достоверное увеличение интегрального показателя коммуникативной компетентности в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга (при p<0,05 согласно t-критерию Стьюдента).
Обсуждение и выводы. Специфика применения дистанционных образовательных технологий требует развития коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов. В работе обоснованы основные критерии оценки коммуникативной компетентности разработчиков УММ для их применения в ДОТ, а также условия и пути эффективного развития коммуникативной компетентности разработчиков посредством тренинга. Апробация разработанной программы тренинга развития коммуникативной компетентности доказала ее эффективность. Это подтверждается статистически достоверным повышением интегрального показателя коммуникативной компетентности, а также позитивными изменениями, которые отметили участники тренинга в обратной связи через месяц после проведения тренинга: улучшение коммуникации между разработчиками; сокращение времени на согласование и разработку УММ; уменьшение числа конфликтных ситуаций, связанных с процессом разработки УММ.

Introduction. The authors analyzed the psychological aspects of the difficulties of the developers of educational materials for their implementation when using distance learning technologies. It is proved that the quality of educational materials (EM) depends not only on the professional competencies of developers in a certain field of knowledge, but also on their teamwork. Increasing the communicative competence of EM developers is necessary for coordinated actions and successful communication on the development of EM for their use in the conditions of bunkers.
Materials and methods. The following methods were used in the study: theoretical analysis, formative experiment method, socio-psychological training, methods of psychodiagnostics. Mathematical and statistical processing was carried out using Student's t-test and Pearson's correlation analysis. The effectiveness of the author's training program was assessed based on the calculation of the Integral indicator of communicative competence, consisting of the G factor according to Cattell's 16-PF, indicators of internality in the field of achievements and internality in avoiding failures according to the USC test, as well as Composite assessment according to the Guilford test.
Results. As a result of the formative experiment, a statistically significant increase in the integral indicator of communicative competence in the experimental group was confirmed after socio-psychological training (at p<0.05 according to Student's t-test).
Discussion and conclusions. The specificity of the use of distance learning technologies requires the development of the communicative competence of the developers of educational and methodological materials. The paper substantiates the main criteria for assessing the communicative competence of EM developers for their use in DOT, as well as the conditions and ways for the effective development of the communicative competence of developers through training. Approbation of the developed training program for the development of communicative competence has proved its effectiveness. This is confirmed by a statistically significant increase in the integral indicator of communicative competence, as well as positive changes noted by the participants of the training in feedback a month after the training: improved communication between developers; reduction of time for coordination and development of EM; reducing the number of conflict situations associated with the EM development process.

Ванновская Ольга Васильевна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Булат Роман Евгеньевич
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Байчорова Хафиза Срафильевна
кандидат педагогических наук, доцент
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Булат Р. Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. – 2007. – № 4. – С. 136.
2. Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Строцкая Е. Е. Психологические особенности очной формы обучения в период пандемии // Ананьевские чтения 2021: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–22 октября 2021 года / под общ. ред. А.В.Шаболтас; отв. ред. В. И. Прусаков. – СПб.: Скифия-принт, 2021. – С. 545–546. – EDN DOKNRC.
3. Булат Р. Е., Ванновская О.В. Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – 2022. –№ 4. –С. 258–278. – DOI 10.35231/18186653_2022_4_258. – EDN TCMLJP.
4. Булат Р. Е., Лебедев А. Ю., Байчорова Х. С. Психолого-педагогические особенности очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – 2021. – № 4. – С. 171–181. – EDN QKCKKA.
5. Булат Р. Е., Лебедев А. Ю., Никитин Н. А., Байчорова Х. С. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – 2020. – № 3. – С. 172–178. – EDN GXYTDD.
6. Булат Р. Е. Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом. Научное изд. – СПб.: Бизнес-пресса, 2010. – 197 с. – EDN QRQDST.
7. Булат Р. Е. Теория и практика формирования готовности работников к профессиональной деятельности. – СПб., 2008. ISBN 5-87897-068-7. – EDN QTGZIZ.
8. Ванновская О.В. Психолого-педагогические проблемы цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 22 декабря 2022 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Среда, 2022. – С. 111–113. – DOI 10.31483/r-105038. – EDN GBATIK.
9. Каракчиева М. А., Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Нормативно-правовые основы развития качества высшего образования на основе активизации деятельности специалистов в области методической работы // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сборник научных трудов Международной НПК, Санкт-Петербург, 13 мая 2022 года / под общ. ред. Р. Е. Булата. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России: ООО "НПО ПБ АС", 2022. – С. 140–146. – EDN ETUWHG.
10. Маклаков А. Г., Ванновская О. В. Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография / под науч. ред. Т. С. Овчинниковой. – СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2022. – С. 129–140. – EDN RHZVMJ.
11. Barker K. (2001) Creating quality guidelines for online education and training: consultation workbook Vancouver BC: Canadian Association for Community Education.
12. Bates A. W. (2019) Teaching in a Digital Age. – Second Edition. Vancouver, B.C.: Tony BatesAssociates Ltd.
13. Bates A.W. & Poole G. (2003) Effective Teaching with Technology in Higher Education San Francisco: Jossey Bass.
14. Bates A.W. & Sangra A. (2011) Managing Technology in Higher Education: Strategies for Transforming Teaching and Learning San Francisco: Jossey-Bass.
15. Bates A.W. (2005) Technology, e-Learning and Distance Education New York: Routledge.
16. Bulat R., Baichorova H. Psycho-Pedagogical Resources and the Quality of Professional Training of Students // Wisdom. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 78–87. DOI 10.24234/wisdom.v14i1.293. – EDN RISYZY.
17. Butcher N. and Hoosen S. (2014) A Guide to Quality in Post-traditional Online Higher Education Dallas TX: Academic Partnerships.
18. Butcher N. and Wilson-Strydom M. (2013) A Guide to Quality in Online Learning Dallas TX: Academic Partnerships.
19. Decherney P., LevanderC. "The Hottest Job in Higher Education: Instructional Designer," Inside Higher Ed, April 24, 2020.
20. LahcenR. Ait M., MohapatraR. (2020). Promoting Proactive Behavior through Motivation: Required Math Lab Hours Case. International Journal of Research in Education and Science. No. 6(1). – DOI: 10.46328/ijres.v6i1.640
21. Marshall S. (2006) E-Learning Maturity Model Version Two: New Zealand Tertiary Institution E-Learning Capability: Informing and Guiding E-Learning Architectural Change and Development Project Report. Wellington NZ: New Zealand Ministry of Education.
22. Palmer ParkerJ. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher's Life // Journal of Applied Learning & Teaching. 2018. Vol. 1. No. 2. – DOI: 10.37074/jalt.2018.1.2.12.
23. PiersonR. F. «Every kid needs a champion». Posted May, 2013. Available at: https://www.ted.com/talks/rita_pierson_every_kid_needs_a_champion (accessed 19 May 2023)
24. Previte A. We See You: Recognizing the Emotional Labor of Educators. Resilient Educator. Available at: https://resilienteducator.com/lifestyle/emotional-labor-of-educators/
25. Prusko P. T. The Emerging Story of Burnout in Educational Design. EdSurge, January 27, 2020.
26. Response from OLC, QM, UPCEA, and WCET Regarding the Coronavirus (COVID-19), March 4, 2020. Available at: https://onlinelearningconsortium.org/response-from-olc-qm-upceaand-wcet-regarding-the-coronavirus-covid-19/ (accessed 19 May 2023)

Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, социально-психологический тренинг, дистанционные образовательные технологии, учебно-методические материалы, командное взаимодействие, педагогические работники, учебно-методическая работа, communicative competence, socio-psychological training, distance learning technologies, educational and methodological materials, team interaction, teaching staff, educational and methodological work.

Для цитирования:
Ванновская О. В., Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Развитие коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов ДОТ посредством социально-психологического тренинга // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 187–207. DOI 10.35231/18186653_2023_2_187 Vannovskaya, O. V., Bulat, R. E., Baychorova, K. S (2023). Razvitie kommunikativnoi kompetentnosti razrabotchikov uchebno-metodicheskih materialov DOT posredstvom socialni-psyhologicheskogo treninga. [Development of Communicative Competence of Developers of Educational and Methodological Materials for DOT Through Socio-psychological Training]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 187–207. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_187 27. Vygotsky, L. (1978) Mind in Society: Development of Higher Psychological Processes Cambridge MA: Harvard University Press.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина