Введение. Исследование посвящено изучению характеристик креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов как важнейших аспектов личностного и профессионального развития в образовательной среде высшей школы. Результаты исследования позволят уточнить психологические знания о возможностях творческого личностного потенциала студентов, способствующего самоактуализации,
а также выявить особенности формирования данных психологических феноменов в юношеском возрасте.
Материалы и методы. Использовались следующие методики: тест личностной креативности Е. Е. Туник; диагностика самоактуализации личности САМОАЛ – методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной; шкала субъективного благополучия A. PerrudetBadoux, G. Mendelsohn, J. Chiche в адаптации В. М. Соколовой. Выборка представлена студентами 1–2 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых – 90 человек, по 30 студентов психологического, экономического и технического направлений профессиональной подготовки в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты исследования. Результаты позволили выделить сходство и различия в структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки.
Обсуждение и выводы. Различия в факторной структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборок студентов разных направлений профессиональной подготовки могут свидетельствовать о недостаточном использовании ресурсов креативности студентами технического и экономического направлений, что, вероятно, связано с незначительной креатизацией образовательной среды. Сходство факторной структуры показателей, отражающих связи креативности, самоактуализации и субъективного благополучия у всех студентов выборки позволяет предположить универсальность механизмов формирования данных психологических феноменов как предикторов творческого личностного потенциала в юности.
Introduction. The research is devoted to the study of the characteristics of creativity, self-actualization and subjective well-being of students as the most important aspects of personal and professional development in the academic environment of higher education. Study results will allow to clarify psychological knowledge about the possibilities of creative personal potential of students, contributing to self-actualization, as well as to identify the features of the formation of these psychological phenomena in adolescence.
Materials and methods. The following methods were used: E. E. Tunik personal creativity test; diagnosis of self-actualization of the personality of SAMOAL – the technique of A. V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalina; subjective well-being scale A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche in adaptation by V. M. Sokolova. The sample is represented by students of 1-2 courses of St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of subjects is 90 people, 30 students of psychological, economic and technical areas of professional training, aged 18 to 20 years.
Results. The results made it possible to highlight the similarities and differences in the structure of relationships between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of students from different areas of training.
Discussion and conclusion. Differences in the factor structure of the links between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of samples of students of different areas of vocational training may indicate insufficient use of creativity resources by students of technical and economic areas, which is probably due to a slight creatization of the educational environment. The similarity of the factor structure of indicators reflecting the links of creativity, self-actualization and subjective well-being in all students of the sample
suggests the universality of the mechanisms of formation of these psychological phenomena
as predictors of creative personal potential in youth.
Ермакова Елена Сергеевнадоктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e_s_erma-kova@mail.ru
1. Ахмерова А. Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 3. – С. 7–11.
2. БогоявленскаяД.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 35–41.
3. Большакова О. Н. Особенности развития самоактуализации студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 7(77). – С. 27–31.
4. Быкова А. В. Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. – № 4. – С. 1109–1112.
5. Виноградова Г. А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 3(8). – С. 18–20.
6. Гуцунаева С. В. Особенности самоактуализации студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – С. 1560.
7. Ермакова Е.С., Андрюшенко Д. А.Креативность, тревожность и совладающее поведение студентов транспортного вуза // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно- практической конференции, Ярославль, 21–22 ноября 2019 года / под ред. В. А. Мазилова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2019. – С. 413–416.
8. Ермакова Е. С., Кедич С. И. Субъективное благополучие и здоровая агрессивность как факторы самоактуализации студентов транспортного вуза и работников локомотивных бригад // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2019. – Т. 16. – № 4. – С. 101–106. – DOI 10.31079/1992–2868–2019–16–4–101–106.
9. Забелина А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Концепт. – 2013. – № 9. – С. 1–8.
10. Золотухина О. С., Панич О. Е. Взаимосвязь самоактуализации и креативности у студентов специальности «педагог-психолог» // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 28 декабря 2013 года. – Махачкала: Апробация, 2013. – С. 187–188.
11. Ланских М. В., Гут Ю. Н., Сазонов Д. Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 159–165. – DOI: 10.26170/po20–02–20.
12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 679 с.
13. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 351 с.
14. Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2011. – 183 с.
15. Павлоцкая Я. И. Возможности и ограничения психологической помощи при различных типах благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – С. 1561.
16. Романцов М. Г., Михалевская Г.И.Креативный фактор и привлекательность избранной студентами специальности // Ананьевские чтения, 2001: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., – 2001. – С. 185–186.
17. Рудыхина О.В.Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. –№ 2. –С. 540–548. – DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019–2–67
18. Самохвалова А. Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О. Н., Шипова Н.С.Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27. –№ 2. – С. 32–38. – DOI: 10.34216/2073–1426–2021–27–2–24–31.
19. Сорокина О.В. Развитие креативности как профессионально значимого качества у студентов-психологов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 4. – С. 115–120.
20. Удалова Т.Ю., Мордык А.В., Иванова О. Г., Осовик М. А.Сравнительная характеристика креативности студентов-педиатров и студентов-психологов образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2021. – Т. 9. –№ 2(33). –С. 183–191. – DOI: 10.23888/humJ20212183–191.
21. Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 5. – С. 85–95