Mediatization in the Philosophy of Culture Context
Авторы:
Назаренко Алексей Николаевич,
DOI:
10.35231/18186653_2023_1_69
Полный текст323,53 КБ
Введение. В статье уточняется применимость концепции медиатизации для философских и научных исследований культуры. Обосновывается актуальность философского осмысления медиатизации культуры. Ставится цель установить функции концепта «глубокая медиатизация» в современных исследованиях культуры. Даётся обзор отечественной и зарубежной литературы по теме медиатизации культуры.
Содержание. Анализу подвергаются концепции исследователей медиатизации, среди которых Г. Кристман, А. Синк, А. Хепп, Н. Колдри, С. Бенгсон, К. Фаст. Проясняются смысл и содержание понятий «медиатизация» и «глубокая медиатизация». Переход культуры к стадии глубокой медиатизации предлагается рассматривать как диалектику перехода количества в качество. Подробно анализируются процессы цифровизации, виртуализации и глобализации культуры. Отдельно исследуется специфический для глубокой медиатизации процесс датафикации.
Выводы. Философско-культурологическая трактовка медиатизации требует учета и осмысления роли технологии «больших данных» в трансформации современной культуры. Глубокая медиатизация трактуется как главный социальный эффект технологии больших данных.
Introduction. The article clarifies the applicability of the mediatization concept for philosophical and scientific research of culture. The relevance of the philosophical understanding of the mediatization of culture is substantiated. The aim is to establish the functions of the “deep mediatization” concept in modern cultural studies. The review of domestic and foreign literature on the topic of mediatization of culture is given.
Content. The concepts of mediatization researchers, including G. Christmann, A. Sink, A. Hepp, N. Coldry, S. Bengson, K. Fast, are analyzed. The meaning and content of the “mediatization” and “deep mediatization” concepts are clarified. The transition of culture to the stage of deep mediatization is proposed to be considered as dialectic of the transition of quantity into quality. The processes of digitalization, virtualization and globalization of culture are analyzed in detail. The ratification process, specific for deep mediatization, is being investigated separately.
Conclusion. The philosophical and cultural interpretation of mediatization requires taking into account and understanding the role of “big data” technology in the transformation of modern culture. Deep mediatization is interpreted as the main social effect of big data technology.
Назаренко Алексей Николаевичкандидат культурологии
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.n.nazarenko@yandex.ru
1. Архитектоника современного искусства в режиме медиа: пространство, технологии, агенты / сост. и ред. Е. Э. Дробышева. – СПб.: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. – 178 с.
2. Большой толковый социологический словарь / сост. и ред. Дэвид Джери, Джулия Джери. – М.: АСТ; Вече, 1999. [Электронный ресурс]. – URL: https://explanatory_sociological.academic.ru/331/ГЛОБАЛИЗАЦИЯ_КУЛЬТУРЫ (дата обращения: 23.01.2023).
3. Володин А. Ю. Между data и capta: проблемы датафикации исторических исследований // Вестник Пермского университета. История. – 2019. – № 3 (46). – С. 137–145.
4. Губанова М. И. Медиатизация реальности: теоретический аспект // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2021. – Т. 2. – № 2 (35). – С. 84–91.
5. Дзялошинский И. М. Медиатизация культуры в цифровой цивилизации: учеб. пособие. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 477 c.
6. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. – 1998. – № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25 (дата обращения: 23.01.2023).
7. Жижек С. Реальность виртуального // Youtube [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=aDI1EKSAfQ4&t=103s (дата обращения: 17.01.2023).
8. Иссерс О. С. Массовая речевая культура в аспекте медиатизации социальных коммуникаций // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2019. – Т. 18. – № 6. – С. 177–187.
9. Моргунов А. А. Процессы медиатизации в современной культуре: сущность и последствия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2013. – № 4. – С. 30–38.
10. Федотова Н. А. Процесс медиатизации: подходы к пониманию // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2022. – № 2 (44). – С. 61–66.
11. Филимонова О. Ф. Урбанизированная социальность: культура контроля в режиме медиатизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 283–287.
12. Флюссер В. За философию фотографии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 146 с.
13. Хорошилов Д. А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 9–22.
14. Шмелева Т. В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования // Вестник Новгородского государственного университета. – 2015. – № 7(90). – С. 145–148.
15. Alekseeva E. A. Mediatization of corporeality and biopolitics in cyberculture // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. – 2021. – Vol. 26. – No. 4. – Pp. 656–663.
16. Bengtsson S., Fast K., Jansson A., Lindell J. Media and basic desires: An approach to measuring the mediatization of daily human life // Communications. – 2021. – Vol. 46. – No. 2. – Pp. 275–296.
17. Christmann G., Singh A., Stollmann J., Bernhardt C. Visual Communication in Urban Design and Planning: The Impact of Mediatisation(s) on the Construction of Urban Futures // Urban Planning. – 2020. – Vol. 5. – Issue 2. – Pp. 1–9.
18. Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. – Cambridge: Polity Press, 2016. – 290 p.
19. Hepp A. Deep mediatization. – London: Routledge, 2020. – 260 p.
20. Hepp A., Hajarvard S., Lundby K. Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society Media // Culture & Society. – 2015. – Vol. 37. No. 2. – Pp. 314–324.
Ключевые слова:
медиатизация, глубокая медиатизация, медиакультура, медиафилософия, цифровизация, глобализация культуры, виртуальность, виртуализация, датафикация, большие данные, mediatization, deep mediatization, media culture, media philosophy, digitalization, globalization of culture, virtuality, virtualization, datafication, big data
Для цитирования:
Назаренко А. Н. Медиатизация в контексте философии культуры / А. Н. Назаренко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 1. – С. 69–80. DOI 10.35231/18186653_2023_1_69
Nazarenko, A. N. (2023) Mediatizatsiya v kontekste filosofii kul'tury [Mediatization in the philosophy of culture context]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 69–80. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_1_69