Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что в ней рассматриваются теоретические и правовые проблемы применения законодательства и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации и её субъектов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Дается характеристика правовых режимов, введение которых допускается федеральным законодательством в целях защиты населения от чрезвычайных эпидемиологических ситуаций межрегионального и федерального характера. Проанализированы основания и порядок применения системы мер и ограничений, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены особенности правовых режимов: повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения. Обоснована необходимость совершенствования законодательства в сфере правового регулирования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением в России новой коронавирусной инфекции, а также угрозе распространения новых инфекционных заболеваний. Делается вывод о том, что в настоящее время в федеральном законодательстве отсутствует дефиниция правового режима повешенной готовности, который действует на территории России уже более полутора лет. Высказано предложение о необходимости принятия федерального закона о правовом режиме повышенной готовности посредством разработки новых и систематизации действующих норм федерального, а также внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство.
Кокорин Игорь Сергеевичкандидат юридических наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
only_igor@mail.ru
Кийкова Лейла Касымовна кандидат юридических наук
Санкт-Петербургский университет МВД России
Санкт-Петербург, Российская Федерация
varshavskaya37@mail.ru
Виноградов Олег Васильевич кандидат юридических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vinogradov1962@mail.ru
1. Виноградов О.В., Ильясов М.З. Комендантский час как чрезвычайная мера государственного принуждения: теоретические и правовые проблемы // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 1. С. 53–57.
2. Завьялова Н.В., Козлова Е.В., Упорникова И.В. Правовые ограничения свободы передвижения в условиях пандемии и их влияние на реализацию туристических услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 12 (127). С. 37–39.
3. Клычев Р.А., Мифтахова А.Х., Анзорова Э.С., Чуркина Л.Е. Оценка нормативно-правого регулирования ситуации, связанной с распространением коронавируса COVID-19 // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2020. № 2. С. 3–6.
4. Криеф-Семитко Е. О состоянии права и правового государства в тени коронавируса // Вестник Гуманитарного университета. 2020. № 2 (29). С. 60–70.
5. Малькова П.С. Применение статьи 401 ГК РФ с учетом пандемии коронавируса // Вестник современных исследований. 2020. № 2-4 (32). С. 21–23.
6. Манойло А.В., Прокофьев В.Ф. Страх перед коронавирусом как приём манипуляции сознанием и поведением человека // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 6–16.
7. Мельников В.Ю. Российское законодательство в период коронавирусной инфекции // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7. № 2. С. 24–35.
8. Нажмутдинова П.М., Хайруллина Д.А. Запретительные акты государства в отношении в отношении коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы // Алтайский юридический вестник. 2020. № 2 (30). С. 133–137.
9. Черногор Н.Н., Залоило М.В. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавируса // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 5–26. 10. Шарухнова Д.Н., Комовкина Л.С. Административно-правовое регулирование режима повышенной готовности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4. С. 233–238.