Общественный контроль в сфере противодействия коррупции

Public control in the field of combating corruption

Авторы:
Роганов Сергей Александрович,Роганова Татьяна Львовна,

DOI:
10.35231/18136230_2022_1_92

Полный текст615,98 КБ

В статье рассматриваются вопросы общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Отмечается, что коррупции противодействуют не только органы государственной власти, но и иные социальные институты государства. Подчеркивается мысль о том, что достичь успехов в борьбе с коррупцией можно только путем согласованных и активных действий государственных органов и общественных объединений граждан, а также во взаимодействии с наиболее активными членами гражданского общества. Рассмотрена роль общественных институтов гражданского общества в противодействии коррупции. На основании анализа законодательства делается вывод о недостаточной корректности использования термина «общественный контроль». Исследованы особенности признаков общественного контроля. Обращено внимание на юридическую ошибку, которая имела место на стадиях нормотворческого процесса и связана с определением цели общественного контроля. Высказывается мнение о действиях законодателя, который «мягко» вывел из-под общественного контроля проекты нормативных правовых актов, что, в конечном итоге, затруднило выполнение контрольных функций со стороны общественности.

The article deals with the issues of public control in the field of combating corruption. It is noted that corruption is counteracted not only by public authorities, but also by other social institutions of the state. The idea is emphasized that it is possible to achieve success in the fight against corruption only through coordinated and active actions of state bodies and public associations of citizens, as well as in cooperation with the most active members of civil society. The role of public institutions of civil society in combating corruption is considered. Based on the analysis of the legislation, a conclusion is made about the insufficient correctness of the use of the term «public control». The features of signs of public control are investigated. Attention is drawn to the legal error that took place at the stages of the rule-making process and related to the definition of the goal of public control. An opinion is expressed about the actions of the legislator, who «softly» brought draft normative legal acts out of public control, which ultimately made it difficult for the public to perform control functions.

Роганов Сергей Александрович
доктор юридических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Roganovs@mail.ru

Роганова Татьяна Львовна
кандидат юридических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
t.roganova@mail.ru

1. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их реализации // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 4 (15). – С. 7–12.
2. Бердникова Е.В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. – 2016. – № 3. – С. 37–42.
3. Гриб В.В. Президент РФ – объект общественного контроля? // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 8. – С. 34–40.
4. Гриб В.В. Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном контроле: пять лет спустя // Российская юстиция. – 2019. – № 9. – С. 98–106.
5. Кирьянов А.Ю. Общественный и гражданский контроль: правовое разграничение понятий (на примере сферы государственных закупок) // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2019. – С. 5–10.
6. Лопатина Т.М. Социальный контроль как эффективный инструмент стабильности гражданского общества // Современное право. – 2014. – № 5. – С. 38–41.
7. Прудентов Р.В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 10. – С. 38–46.
8. Иванов С.Б., Хабриева Т.Я., Чиханчин Ю.А. [и др.] Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. – 315 с.
9. Шабалин В.Г. Количество НКО в России 2021 // [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: http://rossgazeta.ru.
10. Ярынцев И.М. Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 3. – С. 29–35.

Ключевые слова:
общественный контроль, коррупция, коррупционные проявления, государственный аппарат, субъекты общественного контроля. public control, corruption, manifestations of corruption, state apparatus, subjects of public control.

Для цитирования:
Роганов С. А., Роганова Т. Л. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 1 (67). – С. 92–101. DOI 10.35231/18136230_2022_1_92 Roganov, S. A., Roganova, T. L. (2022) Obshhestvenny`j kontrol` v sfere protivodejstviya korrupcii [Public control in the field of combating corruption]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal – Leningrad Legal Journal. No 1 (67). pp. 92–101. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2022_1_92

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина