Правовое закрепление парламентских слушаний как организационной формы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти на федеральном и региональном уровне позволяет рассматривать их в качестве самостоятельного правового института. Необходимо отметить, что разработка концепции российского парламентского права, институтом которого является, по нашему мнению, институт парламентских слушаний, значительно отстала от изучения других институтов конституционного права, так как само развитие парламентаризма и парламентской деятельности не имеет преемственности в отечественной юридической науке и практике. Основной задачей парламентского права выступает реализация принципов парламентаризма через систему норм и правил, рассчитанных на его материальное и процессуальное обеспечение деятельности законодательного органа. Следовательно, парламентское право имеет определенную специфику предмета правового регулирования - организационные, процессуальные отношения, возникающие в процессе деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти - парламента. Эта особенность позволяет нам отнести правовое регулирование общественных отношений в ходе проведения парламентских слушаний к самостоятельному институту парламентского права в рамках конституционного права Российской Федерации. Парламентские слушания являются одной из основных организационно-правовых форм деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти. Своими особенностями слушания отличаются от иных организационных форм деятельности парламента, в частности от заседаний, деятельности комитетов и комиссий, круглых столов и др. Соответственно, наблюдается ярко выраженное правовое и организационное обособление слушаний, что является следствием целевого назначения последних от иных форм работы законодательного органа. Это порождает необходимость правовой регламентации слушаний, отличающейся от регулирования иных форм деятельности законодательного органа.
Свистунова Людмила Юрьевна кандидат юридических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svistunova-l-77@mail.ru
1. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2020. № 3. С. 3–33.
2. Авакьян С.А. Проблемы прямого действия и применения Конституции Российской Федерации 1993 года // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12.
3. Гущина И.О. Системные связи в праве // Право и политика. 2004. № 5–6.
4. Избранные выступления депутатов Государственной Думы с 1906 г. до наших дней / под общ. ред. Председателя ГД ФС РФ С.Е. Нарышкина. М.: Издание государственной Думы, 2013. С. 249.
5. Кабышев В.Т. Власть – функция российского государства (к 100-летию А.И. Кима) // Власть. Народное представительство. Федерализма: материалы межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения д.ю.н., проф. Андрея Ивановича Кима (18 декабря 2015 г.) / отв. ред. А.М. Барнашов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 15–23.
6. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. Дополнительный выпуск (№ 85). С. 39–45. / в сб.: В.Т. Кабышев. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. С. 292–301.
7. Липчанская М.А. Формы участия граждан в управлении делами государства в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. / [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. Вып. 12. С. 18–188.