Формирование и удержание студенческого контингента как институциональная ловушка высшего образования

Formation and retention of the student body as an institutional trap of higher education

Авторы:
Чекмарев Олег Петрович,

DOI:
10.35231/25419501_2022_3_28

Полный текст693,41 КБ

В статье исследуется проблема стимулирования вузов к увеличению набора и удержанию студенческого контингента. Доказывается, что действующая система определения контрольных цифр набора и финансирования вузов приводит к необходимости экстенсивного накопления и удержания студентов. В свою очередь при условии слабости выходного контроля знаний и отсутствии имиджевых потерь создаются устойчивые стимулы к снижению качества высшего образования. Устойчивость циклично поддерживается как внутривузовскими системами оценки качества образования, так и за счет эффекта координации.


The article explores the problem of incentives for universities to increase enrolment and retention of students. It is argued that the current system of determining enrolment and funding targets for higher education institutions leads to the need for extensive student accumulation and retention. In turn, with the weakness of output control and the absence of image loss, there are strong incentives to reduce the quality of higher education. Sustainability is cyclically supported by both intra-university quality assessment systems and by the effect of coordination.

Чекмарев Олег Петрович
доктор экономических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет; Лужский филиал Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
oleg1412@mail.ru

1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 марта 2021 г. № 209 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/.
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 ноября 2021 г. № 996 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/.
3. Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских узах: к постановке проблемы // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 67–81.
4. Лукичёв П.М. Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование? // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 4 (28). – С. 23–27.
5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022.
6. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – № 3. – С. 16–21.
7. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы (ЭММ), vol. 35(2). – М.: Российская экономическая школа, 1998.
8. Чекмарев О.П. Методологические основы концепции устойчивого развития: микро-, макро- и глобальный уровень // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. – № 50. – С. 135–140.
9. Чекмарев О.П. Блажен, кто трудится. Факторы удовлетворенности от работы // Креативная экономика. – 2008. – № 5 (17). – С. 60–64.
10. ВЦИОМ. Официальный сайт. – URL: https://wciom.ru/.

Ключевые слова:
удержание студенческого контингента, качество образование, институциональная ловушка retention of student contingent, quality of education, institutional trap

Для цитирования:

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина