В настоящей статье изложен анализ цифровизации и информатизации образования в Российской Федерации в современных условиях. Исследование цифровизации образования имеет важнейшее значение для характеристики вектора развития Российской Федерации, поскольку отражает современную ситуацию и динамику. В современном мире, цифровые технологии проникают в каждый аспект общественной жизни, экономику, культуру и другие сферы.
Проблемы цифровизации образования всегда сопровождаются необходимостью правового регламентирования и администрирования. В условиях осуществляемой в России реформы образования особое внимание ученых и практических работников уделяется выстраиванию государственной политики государства в сфере науки, образования и просвещения. При этом в числе основных направлении? ее развития обязательно выступает качественная организация образовательного процесса в целом, а также отдельных необходимых аспектов, сопровождающих его.
Актуальность данного исследования обусловлена общей проблемой для огромного числа образовательных учреждений – максимально использовать возможности цифровых технологий для российской системы образования, показать многообразие и обеспечить доступность качественного образовательного контента. Показаны возможности создания и внедрения системы LMS – Learning Management System на базе облачных сервисов для организации и повышения эффективности учебного процесса, создания авторского образовательного контента, проведения факультативных занятий.
This article presents the analysis of digitalization and informatization of education in the Russian Federation in modern conditions. The study of digitalization of education is crucial for characterizing the vector of development of the Russian Federation, as it reflects the current situation and dynamics. In the modern world, digital technologies penetrate every aspect of social life, economy, culture and other spheres.
The problems of digitalization of education are always accompanied by the need for legal regulation and administration. In the context of the ongoing education reform in Russia, scientists and practitioners pay special attention to the development of the state policy of the state in the field of science, education and enlightenment. In this case, among the main directions of its development is necessarily the quality organization of the educational process as a whole, as well as some necessary aspects accompanying it.
The relevance of this study is due to the common problem for a huge number of educational institutions – to maximize the opportunities of digital technologies for the Russian education system, to show the diversity and ensure the availability of quality educational content. The possibilities of creating and implementing LMS – Learning Management System on the basis of cloud services for organizing and improving the efficiency of the educational process, creating author's educational content, conducting optional classes are shown.
Свистунова Людмила Юрьевна кандидат юридических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svistunova-l-77@mail.ru
Свистунов Юрий Андреевич-
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svistunov09@gmail.com
1. Гумерова Г. Р., Мансурова Т. Г. Проектирование и разработка компонентов информационной системы образовательного учреждения на примере проекта автоматизации работы специалиста по научно-исследовательской работе. – Курск: Университетская книга, 2022. – 140 с. – DOI: 10.47581/2022/Gumerova.01. – EDN: REZXIP
2. Ильина О. П. Информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т, Кафедра информатики. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
3. Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник статей XII всероссийской научно-практической конференции, Орел, 03 декабря 2021 года / Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. – Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2022. – 264 с. – EDN: UUXMZY
4. Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе: материалы всероссийской научно-практической конференции, Улан-Удэ, 09–10 июня 2022 года / научный редактор А. А. Тонхоноева. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2022. – 158 с. – DOI: 10.18101/978-5-9793-1757-1-2022-1-158. – EDN: WXWKUD
5. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. – 2018. – Т. 22. – № 3. – С. 61–73.
6. Кононова, О. В., Прокудин Д. Е. Технологии поиска и анализа данных в научных исследованиях: учебно-практическое пособие – СПб.: Институт Мира и исследования конфликтов, 2022. – 106 с. – DOI: 10.31312/978-5-6044886-4-5. – EDN: HMMBUA
7. Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования: материалы XI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 23 июня 2021 года. Том Часть 2. – Ростов-на-Дону: Издательство ВВМ, 2021. – 165 с. – EDN OCXFTA
8. Муртузалиев, М. М. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие – Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – 138 с. – DOI: 10.33580/9785001289357. – EDN: VUMYMM
9. Сахарова, О. Н. Формирование информационной компетентности обучающихся на основе использования тренинг-работ при изучении информационных технологий // Актуальные проблемы современной экономики. Математические методы, модели и информационные технологии: сборник докладов XVIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых, Таганрог, 14–15 апреля 2017 года. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2017. – С. 157–162. – EDN: XNXNXN
10. Свистунов Ю. А., Свистунова Л. Ю. Правовые проблемы цифровизации экономики в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. – 2023. – № 21 (71). – С. 174–187.
11. Свистунов Ю. А., Свистунов А. Ю. Информатизация образования в современных условиях: проблемы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – № 4 (66). С. 126–137.
12. Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ-2021): материалы VII Международной научно-технической конференции, Донецк, 23 ноября 2021 г. / Под общей редакцией В. Н. Павлыша. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. – 626 с. – EDN: MOVKSL
13. Трофимов В. Б. Информационно-управляющие системы: учебник для обучающихся по соответствующим специальностям. – М.: Новотроицкий филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2022. – 178 с. – EDN: DWQEXV
14. Цифровая культура: учебное пособие для студентов института математики, физики и информационных технологий / А. В. Самохвалов, А. А. Скворцов, И. А. Киселева [и др.]. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2022. – 400 с. – EDN: IYMCXG
15. Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки: материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях, Ростов-на-Дону, 25 января 2021 года. Том 1. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), ВВМ, 2021. – 348 с. – EDN: UXIKJI
1. Gumerova, G. R. (2022) Proektirovanie i razrabotka komponentov informacionnoj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na primere proekta avtomatizacii raboty specialista po nauchno-issledovatel'skoj rabote [Design and development of components of the information system of an educational institution on the example of a project for automating the work of a research specialist]. Kursk: Universitetskaya kniga. (In Russian). DOI: 10.47581/2022/Gumerova.01. EDN: REZXIP
2. Ilyina, O. P. (2015) Informatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii: uchebnoe posobie [Information Technologies in Science and Education: textbook]; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, St. Petersburg State University of Economics, Department of Informatics. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics (In Russian).
3. Informatsionnoe razvitie Rossii: sostoyanie, tendentsii i perspektivy (2022) [Information development of Russia: status, trends and prospects]. Collection of articles of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference, Orel, December 03, 2021 / The Central Russian Institute of Management is a branch of the RANEPA. Orel: Central Russian Institute of Management – branch of RANEPA. (In Russian). EDN: UUXMZY
4. Tonkhonoeva, A. A. (2022) (ed.) Informatsionnye sistemy i tekhnologii v obrazovanii, nauke i biznese: materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Information systems and technologies in education, science and business]. Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Ulan-Ude, June 09–10, 2022. Ulan-Ude: Dorji Banzarov Buryat State University. (In Russian). DOI: 10.18101/978-5-9793-1757-1-2022-1-158. EDN: WXWKUD
5. Kalimullina, O. V., Trotsenko, I. V. (2018) Sovremennye tsifrovye obrazovatel'nye instrumenty i tsifrovaya kompetentnost': analiz sushchestvuyushchikh problem i tendentsiy [Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends. Otkrytoe obrazovanie – Open Education. Vol. 22. No. 3. Pp. 61–73. (In Russian).
6. Kononova, O. V., Prokudin, D. E. (2022) Tekhnologii poiska i analiza dannykh v nauchnykh issledovaniyakh [Technologies of data search and analysis in scientific research: an educational and practical guide]. St. Petersburg: Institute of Peace and Conflict Research. (In Russian). DOI: 10.31312/978-5-6044886-4-5. EDN: HMMBUA
7. Modernizatsiya nauchnoy infrastruktury i tsifrovizatsiya obrazovaniya (2021) [Modernization of scientific infrastructure and digitalization of education]. Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, June 23, 2021. Volume 2. Rostov-on-Don: VVM Publishing House, LLC. (In Russian). EDN: OCXFTA
8. Murtuzaliev, M. M. (2022) Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Information technologies in education: An educational and methodological guide]. Makhachkala: IP Ovchinnikov Mikhail Arturovich (Alef Printing House). (In Russian). DOI: 10.33580/9785001289357. EDN: VUMYMM
9. Sakharova, O. N. (2017) Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti obuchayushchikhsya na osnove ispol'zovaniya trening-rabot pri izuchenii informatsionnykh tekhnologiy [Formation of information competence of students based on the use of training works in the study of information technologies]. Aktual'nye problemy sovremennoy ekonomiki. Matematicheskie metody, modeli i informatsionnye tekhnologii [Current problems of the modern economy. Mathematical methods, models and information technologies]. Collection of reports of the XVIII scientific and practical conference of teachers, students, postgraduates and young scientists, Taganrog, April 14–15, 2017. Taganrog: Taganrog Institute of Management and Economics. Pp. 157–162. (In Russian). EDN: XNXNXN
10. Svistunov, YU. A., Svistunova, L. YU. (2023) Pravovye problemy cifrovizacii ekonomiki v Rossijskoj Federacii [Legal problems of digitalization of the economy in the Russian Federation]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal – Leningrad Law Journal. No. 21 (71) Pp. 174–187. (In Russian)
11. Svistunov, YU.A., Svistunov, A. YU. (2021) Informatizaciya obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: problemy teorii i praktiki [Informatization of education in modern conditions: problems of theory and practice]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal – Leningrad Law Journal. No. 4 (66). Pp. 126–137. (In Russian).
12. Pavlysh, V. N. (2021) (ed.) Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii i nauchnyh issledovaniyah (SITONI-2021) [Modern information technologies in education and scientific research (SITONI-2021)]. Proceedings of the VII International Scientific and Technical Conference. Doneck, 23 November 2021. – Doneck: Doneckij nacional'nyj tekhnicheskij universitet. (In Russian). EDN: MOVKSL
13. Trofimov, V. B. (2022) Informacionno-upravlyayushchie sistemy: Uchebnik dlya obuchayushchihsya po sootvetstvuyushchim special'nostyam [Information and control systems: A textbook for students in the relevant specialties]. Moscow: Novotroickij filial federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Nacional'nyj issledovatel'skij tekhnologicheskij universitet "MISiS". (In Russian). EDN: DWQEXV
14. Samohvalov, A. V., Skvorcov, A. A., Kiseleva, I. A. [i dr.]. (2022) (eds.) Cifrovaya kul'tura: Uchebnoe posobie dlya studentov instituta matematiki, fiziki i informacionnyh tekhnologij [Digital culture: A textbook for students of the Institute of Mathematics, Physics and Information Technology]. Tambov: Izd-vo IP CHesnokova A. V. (In Russian). EDN: IYMCXG
15. Cifrovizaciya obrazovaniya: teoreticheskie i prikladnye issledovaniya sovremennoj nauki [Digitalization of education: theoretical and applied research of modern science]. Materials of the XXVII All-Russian Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Rostov-On-Don, 25 January 2021. Vol. 1. Rostov-On-Don: YUzhnyj universitet (IUBiP), VVM. (In Russian). EDN: UXIKJI