В статье рассмотрены вопросы возможности развития креативных индустрий в России, в том числе национальная законодательная база как основа закрепления института творческих (креативных) индустрий. Представлен краткий обзор процессов и результатов развития креативных индустрий в мире и в Российской Федерации, раскрыта специфика развития креативных индустрий на национальном уровне, определена доля их вклада в национальную экономику. Сделан вывод о перспективности развития креативных индустрий в региональном уровне и необходимости их поддержке как драйвера развития депрессивных территорий.
The article deals with the issues of opportunities for the development of creative industries in Russia, including the national legislative framework as the basis for establishing the institution of creative industries. The article provides a brief overview of the processes and results of creative industries development in the world and in the Russian Federation, reveals the specifics of creative industries development at the national level, and determines the share of their contribution to the national economy. It is concluded that the development of creative industries at the regional level is promising and that they should be supported as a driver of development in disadvantaged areas.
Прилепина Венера Рамильевна -
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lgueconauka@yandex.ru
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утверждено ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 г. № 2613 «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/ HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf
4. Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru
5. Афанасьев К.С., Бушенева Ю.И., Стецюнич Ю.Н. Технология управления по целям в системе региональной поддержки малого предпринимательства // Актуальные проблемы менеджмента: менеджмент как важнейший фактор экономического роста и подъема уровня жизни в регионах: материалы международной научнопрактической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. – С. 127–129.
6. Березкин Л. В Петербурге обсудили развитие современных музеев России // Санкт-Петербургские ведомости. 11.05.2021. [Электронный ресурс]. – URL: https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-peterburge-obsudili-razvitie-sovremennykh-muzeev-rossii/.
7. Бизнес с творческим подходом: в России создана Федерация креативных индустрий // Российская газета от 26.02.2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2021/02/26
8. Бутрин Д. Доля креативных индустрий в России оценена значимо выше среднемирового уровня // Газета Коммерсант. – 14.09.2020. – №166/П.
9. Бушенева Ю.И., Стецюнич Ю.Н. Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и вузе // Экономика нового мира. – 2019. – Т. 4. – № 3 (15). – С. 44–54.
10. Зайцев А.А., Стецюнич Ю.Н. Оценка регионального уровня развития малого и среднего предпринимательства в российской федерации на современном этапе // Устойчивое развитие цифровой экономик, промышленности и инновационных систем: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием / под ред. Д.Г. Родионова, А.В. Бабкина, 2020. – С. 426–428.
11. Захарова В.А. Финансирование музеев в России // Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). –С. 456–457.
12. Каменских М.А. Значение креативной экономики в стратегическом развитие России // Инновации и инвестиции: Вестник УрФУ. Экономика и управление. – № 6. – 2013. – С. 46–52.
13. Ленковец О.М. Современные проблемы социально-экономического развития национальной экономики РФ // Современное общество: проблемы, противоречия, решения: сборник научных трудов. II Межвузовский научный семинар с международным участием. – СПб., 2021. – С. 58–60.
14. Макарова А.Д. Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 481–484.
15. Новикова С.К. Креативная экономика как драйвер роста: мировой и российский опыт // Новые технологии. – 2019. – № 2 (48). – С. 175–184.
16. Охлопков А. Россия в центре креатива // Ведомости: электр. журн. – 2019. – URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/ 24/819475-rossiya-kreativa.
17. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы // Научный дайджест № 1. – Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. – С. 1–20 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/data
18. Савина О. Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? // Полит.ру: электронный журнал. 2020. – URL: https://polit.ru/article/2020/08/ 24/creative/
19. Стецюнич Ю.Н. Государственная налоговая политика: региональный аспект // Государственное и региональное развитие: возможности и ограничения в условиях пандемии: материалы Международной научно-практической конференции. – СПб., 2021. – С. 121–126.
20. Стецюнич Ю.Н. Неправомерное банкротство: экономические признаки и возможности предотвращения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 6. – № 2. – С. 29–36.
21. Стецюнич Ю.Н. Новые формы налогового контроля как современный инструмент государственного финансового контроля // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: ХII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. – СПб., 2021. – С. 54–60.
22. Самозанятость и креативность в социально-экономическом развитии России: коллект. моногр. / под ред. Ю.В. Гнездовой, И.В. Хриптулова. – М. Издательство «Научный консультант», 2019.
23. Щукин Д. Гибкая креативная индустрия // Российская газета. – Экономика Центрального округа. – 2021. – № 146 (8497).
24. Официальный сайт Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». – URL: https://asi.ru/news