Проблемы организации инженерно-технического обслуживания воздушных судов в отечественных авиакомпаниях: общий анализ

Problems of organizing the engineering and technical maintenance of aircraft in domestic airlines: a general analysis

Авторы:
Бадхен Маркус Леонович ,Бадхен Федор Маркусович ,

DOI:
10.35231/25419501_2021_4_72

Полный текст550,15 КБ

В статье рассмотрены вопросы организации инженерно-технического обслуживания воздушных судов как базового процесса, обеспечивающего возможность эксплуатации единственного производительного актива, с учетом результатов реформирования отрасли и сложившейся практики управления. Отмечены тенденции выделения на аутсорсинг инженерно-технического обслуживания отечественными авиакомпаниями, и одновременно снижения качества трудового, в том числе инженерно-технического, потенциала отрасли. Рассмотрены проблемные вопросы профессиональной самоорганизации инженерно-технического персонала. Выделены две основные проблемы отечественной гражданской авиации, снижающие общую социально-экономическую эффективность ее функционирования. Сделан вывод о необходимости преодоления негативных тенденций определенными управленческими решениями на уровне национальной экономики.


The article deals with the organization of engineering and technical maintenance of aircrafts as a basic process that ensures the ability to operate the only productive asset, taking into account the results of the industry reform and established management practices. The trends of allocation for outsourcing of engineering and technical services by domestic airlines, and simultaneously the decline in the quality of labor, including engineering and technical capacity of the industry have been noted. The issues of professional self-organization of ETP were considered. Two main problems of domestic civil aviation, which reduce the overall socio-economic efficiency of its functioning, were identified. It is concluded that it is necessary to overcome the negative trends by certain management decisions at the level of the national economy.

Бадхен Маркус Леонович
кандидат экономических наук
Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lgueconauka@yandex.ru

Бадхен Федор Маркусович
-
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lgueconauka@yandex.ru

1. Акопян К.Э. Применение методики MSG-3 при разработке программ технического обслуживания и ремонта отечественных воздушных судов: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный технический университет гражданской авиации. – М., 2010.
2. Бадхен М.Л. Проблемы обеспечения баланса социально-экономических интересов в системе социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 6. – № 2. – С. 101–111.
3. Бадхен М.Л. Состояние системы социального партнерства в гражданской авиации России // Экономика нового мира. – 2018. – № 3 (11). – С. 51–73.
4. Бадхен М.Л. Современные системы социального партнерства (вопросы теории и практики) // Экономика и управление. – 2006. – № 4 (25). – С. 69–74.
5. Далецкий С.С. Аналого-логический метод формирования и корректировки режимов технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации. – М., 2011.
6. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В., Бадхен М.Л. Труд и трудовые отношения: учеб. пособие. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2007. – 176 с.
7. Интегрированная логистическая поддержка в гражданской авиации, 2004 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.osp.ru/cio/2004/02/173155
8. Киселев Д.Ю. Совершенствование организации производственных процессов технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации на основе современных информационных технологий: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева. – Самара, 2009.
9. Ковалев М.А., Коптев А.Н., Куртаев С.Ж. Структурные методы моделирования организационных структур и процессов технического обслуживания воздушных судов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2020. – Т. 22. – № 5 (97). – С. 8–13.
10. Ковалев М.А., Поддубный И.В. Проблемы технического обслуживания современных воздушных судов // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. – 2019. – Т. 18. – № 2. – С. 138–145.
11. Ковалев М.А., Поддубный И.В. Реализация системного подхода моделирования при создании реальной структуры обслуживающего производства воздушных судов // Управление движением и навигация летательных аппаратов: сборник трудов XXIII Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов. – Самара, 2021. – С. 140–146.
12. Поддубный И.В. Современное представление о структурах в системах технического обслуживания технического обслуживания и ремонта гражданской авиации России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2015. – Т. 9. – № 3. – С. 86–92.
13. Тихонова А.А. Модели, методы и средства совершенствования организации системы кадрового обеспечения технического обслуживания воздушных судов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сам. гос. аэрокосм. ун-т им. С.П. Королева. Самара, 2013.
14. Файнбург И.А. Управление процессами поддержания летной годности воздушных судов в центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2006. – № 100. – С. 29–36.
15. Черкасская Г.В. Образование, профессия и работа в ХХI веке: риски инвестиций в человеческий капитал // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: ХII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – СПб., 2021. – С. 60–71.
16. Черкасская Г.В. «Эффективный» менеджмент как угроза безопасности: социальный и организационный аспекты // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: сборник статей ХI всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб., 2020. – С. 113–127.
17. Официальный сайт ООО «А-Техникс» [Электронный ресурс]. – URL: https://atechnics.ru/about/
18. Официальный сайт S7-Airlines [Электронный ресурс]. – URL: https://www.s7.ru/ru/news/s7-technics-planiruet-postroit-v-sankt-peterburge-tsentr-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-samoletov/

Ключевые слова:
инженерно-техническое обслуживание воздушных судов, инженерно-технический персонал, гражданская авиация, профсоюзы, социальное партнерство aircraft engineering and technical maintenance, engineering and technical personnel (ETP), civil aviation, trade unions, social partnership

Для цитирования:

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина