В ЛГУ им. А.С. Пушкина состоялся международный научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века»

В 27-й раз в университете прошел международный научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века». Модератор форума – проректор по научной работе ЛГУ им. А.С. Пушкина, декан факультета специального (дефектологического) образования, доктор педагогических наук, профессор Лариса Михайловна Кобрина.

Организаторы форума:

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Институт коррекционной педагогики
Центр развития инклюзивного образования Российской академии образования
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Череповецкий государственный университет

Ведущие ученые и специалисты-практики России и стран – участниц СНГ на пленарном заседании и трех проектных сессиях обсудили ретроспективу и перспективы развития системы специального образования детей с ОВЗ; современные подходы к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; подвели итоги многолетней работы по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ; проанализировали результаты, проблемы и перспективы системы инклюзивного образования; оценили тенденции развития помощи лицам с приобретёнными ограничениями здоровья, а также обобщили актуальные проблемы кохлеарной имплантации.

Докладчики пленарного заседания:

Соловьева Татьяна Александровна, директор Института коррекционной педагогики; доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Современные подходы к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Лазуренко Светлана Борисовна, руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования; доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Образование детей с ОВЗ как институт укрепления семейных ценностей

Денисова Ольга Александровна, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, заведующий кафедрой дефектологического образования Череповецкого государственного университета; доктор педагогических наук, профессор

Создание специальных условий для образования, абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха

Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства; заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета; доктор педагогических наук, профессор

Актуальные задачи проектирования программ подготовки кадров для системы образования детей с ОВЗ

Антропов Александр Петрович, директор института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; кандидат педагогических наук, доцент

Проблемы и новые возможности подготовки кадров для специального образования

Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; доктор педагогических наук, профессор

Специальное и инклюзивное образование в Республике Беларусь: перспективы сосуществования и соразвития

Лопатина Людмила Владимировна, заведующий кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; доктор педагогических наук, профессор

Взаимодействие семьи и образовательной организации в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

Кантор Виталий Зорахович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Инклюзивные диспозиции педагогов: социально-профессиональный дискурс

Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе; декан факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

Алексеева Анастасия Юрьевна, директор Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Вахрина Елена Юрьевна, директор Сусанинской средней общеобразовательной школы

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации как условие эффективного сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей

Литвиненко Игорь Вячеславович, главный невролог Министерства обороны Российской Федерации; начальник клиники и кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова; главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор медицинских наук, профессор

Лосева Снежана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

Междисциплинарное взаимодействие при коррекции когнитивных и эмоционально-волевых нарушений у пациентов с черепно-мозговой травмой

Шац Игорь Константинович, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как междисциплинарная проблема

Пленарное заседание форума «Специальное образование XXI века» можно посмотреть по ссылке. Зафиксировано более 7600 подключений. .

Проектные сессии форума:

«Инклюзивное образование: результаты – проблемы – перспективы» (модераторы: Джапарова Замира Бердибековна, кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой Специальной педагогики и психокоррекции Института педагогики и психологии,Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева (Бишкек, Кыргызская Республика); Овчинникова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)

«Теоретические и прикладные аспекты логопедической помощи в системе образования» (модераторы: Мнацаканян Лилит Арменовна, директор Республиканского психолого-педагогического центра Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения (Ереван, Республика Армения); Ильина Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)

«Дети с кохлеарными имплантами: на пересечении современной медицины, сурдопедагогики и логопедии» (модераторы: Кукушкина Ольга Ильинична, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования, Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина; Гончарова Елена Львовна, доктор психологических наук, профессор, вице-президент Русской ассоциации чтения, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного и специального образования, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)

На проектных сессиях был представлен передовой опыт ученых-дефектологов стран – участниц СНГ: 

Джапарова Замира Бердибековна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Специальной педагогики и психокоррекции Института педагогики и психологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева (Бишкек, Кыргызская Республика)

Кейс-технологии в сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 

Мовекбаева Зульфия Ахметвалиевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор-­исследователь, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алматы, Республика Казахстан) 

Инклюзивно ориентированная подготовка специальных педагогов в Казахстане

Нуркельдиева Дильбар Ахмадовна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета специальной педагогики и инклюзивного образования, Ташкентский государственный педагогическийуниверситет имени Низами (Ташкент, Республика Узбекистан) 

Внедрение инклюзивного образования в Узбекистане 

Каримова Ирина Холовна, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Академии образования Таджикистана, академик Академии образованияТаджикистана (Душанбе, Республика Таджикистан)

Инклюзивное образование в Таджикистане: особенности и перспективы развития 

Мнацаканян Лилит Арменовна, директор Республиканского психолого-­педагогического центра Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения (Ереван, Республика Армения)

Всеобщая инклюзивная образовательная система Республики Армения 

Участники форума – представители образовательных и научных организаций различных регионов Российской Федерации (Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Московской области, Череповца, Кировской области, Нижнего Новгорода, Рязани, Новосибирска, Тюмени, Челябинска, Ростова-на-Дону, Ставропольского края, Хабаровского края, Республики Крым, Херсонской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), а также стран – участниц СНГ (Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана).

По итогам форума будет издан сборник научных трудов, проиндексированный в РИНЦ.

 

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина