Научные школы

Жанровые системы русской литературы

Руководитель школы: Мальцева Татьяна Владимировна, доктор филологических наук, профессор
Изучаются малоисследованные факты и явления литературного процесса: источники романных структур в русской литературе XVIII века (дневники, путевые записки, травелоги, дипломатические записки); малые («свернутые») эпические формы в русской литературе XIX–XX веков; реконструируется жанровый потенциал произведений с сюжетной редукцией (незавершенные произведения, фрагменты, наброски, рукописи).

Инклюзивная система образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов: от ранней помощи до профессиональной подготовки

Руководитель школы: Кобрина Лариса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор

Разработана научная концепция системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области; инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: от ранней помощи до профессиональной подготовки; региональной межведомственной модели комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих; психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ранним детским аутизмом и семьям, их воспитывающим; социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов: обучение, профориентация, трудоустройство, социализация.

История повседневности населения России XIX–XX вв.

Руководитель школы: Веременко Валентина Александровна, доктор исторических наук, профессор.

Исследуются проблемные вопросы: теория и методология истории повседневности; историография и источники по истории повседневности; событийная область публичной повседневной жизни отдельных людей и социальных групп; производственный быт и повседневность труда; экономическая повседневность в условиях мирного и военного времени; экстремальная, военная, революционная повседневность; аномальная повседневность; праздничная повседневность; влияние государственной политики на повседневную жизнь людей; международные отношения и их влияние на повседневную жизнь населения той или иной страны; общественное сознание и повседневная жизнь; эмоциональная сторона событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей; обстоятельства частной, личной домашней жизни, быт в самом широком смысле; гендерная история, история семьи и детства; этно-конфессиональный аспект истории повседневности; проблемы макро- и микро- истории.

Культурно-историческая дефектология

Руководитель школы: Кукушкина Ольга Ильинична, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.

Научная школа культурно-исторической дефектологии базируется на идеях Л.С. Выготского о социальной природе нарушений развития высших психических функций и поведения и теории социальной компенсации этих нарушений благодаря созданию и применению «обходных путей» и специальных психолого- педагогических инструментов и средств обучения ребенка.

Научное исследование религий в истории и современности

Руководитель школы: Смирнов Михаил Юрьевич, доктор социологических наук, профессор.

Общим объектом коллективного исследования университетских учёных является феномен человека, предметность которого раскрывается в его философских и религиозных трактовках. Интеграция научных интересов авторов позволила провести комплексное аналитическое рассмотрение совокупности связанных между собой проблем философской антропологии, философии культуры, философии религии и религиоведения

Непрерывное образование как фактор развития региона

Основатель школы: Скворцов Вячеслав Николаевич, доктор экономических наук, профессор. Руководитель школы: Левченко Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент.

Исследуются вопросы истории развития непрерывного образования; формирования и совершенствования профессиональных компетенций; научно-методического сопровождения и профессионального развития педагогических кадров; проектирования персонифицированных образовательных  маршрутов; обеспечения системы мониторинга и оценки качества образования; управления образовательными организациями.  

Психологическое обеспечение деятельности человека

Руководитель школы: Маклаков Анатолий Геннадьевич, доктор психологических наук, профессор.
Изучаются закономерности психического развития человека в аспекте решения задач психологического обеспечения профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов, а также психологического сопровождения образовательного процесса. Разработана авторская концепция личностного адаптационного потенциала и концепция развития региональной психологической службы.

Психофизиология и клиническая психология

Руководитель школы: Чермянин Сергей Викторович, доктор медицинских наук, профессор.

Исследуются формы и направления оказания психологической помощи в экстремальной ситуации, в том числе в период пандемии, психологические особенности лиц подросткового и юношеского возраста, склонных к саморазрушающему поведению.

Региональная экономика

Руководитель школ: Двас Григорий Викторович, доктор экономических наук, профессор

Исследуются проблемы социально-экономического развития регионов, в том числе в области промышленного производства, сельского хозяйства, социальной сферы и управления. Создается методологическая основа проведения научных исследований региональной экономики в современных условиях, в том числе для целей государственного управления, разработана научная концепция развития региональной экономики.

Управление социально-экономическими системами и процессами

Руководитель школы: Космачева Надежда Михайловна, доктор экономических наук, профессор

Исследовательская программа научной школы направлена на выявление, формализацию, теоретизацию и закрепление системного знания в области различных социально-экономических явлений и процессов современности для обеспечения адекватности и эффективности управления ими. Исследуются особенности и модели управления социально-экономическими системами в сфере финансов и предпринимательства; особенности развития территорий, общественных отношений и организаций.

Стратегия и тактика регионального образования в условиях инновационного развития России

Руководитель школы: Коновалова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, доцент

Осуществляется разработка концепции развития регионального образования; проводится анализ исторического и современного отечественного и зарубежного опыта.

Теоретические основы информационно-картографического концепта визуализации информации

Руководитель школы: Комиссарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор

Разработаны научно-методические основы информационно-картографического концепта визуализации учебной информации.

Управление знаниями в системе образования - современная методология подготовки педагогических кадров в регионе

Руководитель школы: Жилина Алла Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

Проанализированы результаты курсовой подготовки и переподготовки педагогов, внедрена в практику новая методология управления знаниями обучающихся в условиях реализации требований ФГОС. Разработана модель профессиональной деятельности учителя по управлению знаниями обучающихся в условиях реализации требований ФГОС, разработаны методические рекомендации по управлению знаниями слушателей на курсах переподготовки педагогов и руководителей в режиме дистанционного обучения.

Формирование цифровой грамотности учащихся в условиях трансформации системы образования

Руководитель школы: Бороненко Татьяна Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор.

Разрабатываются научно-методические основы формирования цифровой грамотности школьников в условиях трансформации содержания системы общего образования: определяются педагогические условия формирования цифровой грамотности школьников; описываются профессиональные компетенции учителя информатики в цифровой образовательной среде; уточняются понятия «цифровая компетентность учителя», создается концепция и модель формирования цифровой компетентности учителя информатики в составе общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических цифровых компетенций; разрабатываются индикаторы оценки уровня цифровой компетентности учителя; программы повышения квалификации для учителей информатики по формированию цифровой компетентности.

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина