Состоялась конференция «Нетрадиционные истории институций славистики»

23 – 25 октября 2014 г. состоялась Международная конференция «Нетрадиционные истории институций славистики» (Варшава, Республика Польша), приуроченная к 60-летней годовщине Института славистики ПАН.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЛГУ им. А.С. Пушкина Галина Николаевна Лебедева приняла участие в этой конференции.

Как наука славяноведение изучает историю, языки, культуру, этнографию славян. Но не только в славянских странах эта наука вызывает интерес. Организаторы конференции отмечали, что как многие гуманитарные науки, славяноведение в Польше также заново пересматривает статус  предмета своего исследования. Новые условия, порожденные XXI в., вызывают потребность в междисциплинарности, что привело к антропологизации и социологизации сферы исследования. Поэтому и возникла необходимость критического осмысления истории и наследия институций славистики  в самом широком смысле слова. Организаторы отмечали, что по традиции академических и польских и зарубежных исследований славистики требуется переосмысление задач и миссии  науки о славянах.

В конференции принимали  участие ученые и из других стран, которые свободно владели одним или несколькими славянскими языками. Рабочими языками конференции были польский, болгарский, чешский, словацкий,  белорусский, немецкий, английский и русский. Показательным было то обстоятельство, что ученые из славянских стран, проявляя интерес к особенностям  культуры, антропологии, великолепно зная языки, диалекты,  литературу, культуру славян,  отказались от  поиска единого общего славянского языка и общались между собой на английском, что свидетельствует о кризисе славянской идентичности в этих странах. Впрочем, на первом Славянском съезде в Праге в 1848 г. «общеславянским» языком, на котором общались делегаты, был немецкий. Так что данная проблема очень давняя. Существующий в наши дни взаимообмен учеными и студентами одновременно и сближает славян разных стран, и вместе с тем, навязывая им усредненную «европейскую» идентичность, ослабляет славянские чувства.

В своём докладе «Воцерковленный солдат» Александр Киреев и старокатолический вопрос» Г. Н. Лебедева отметила, что идея славянского  единства оказала определенное воздействие на идентичность славянских наций, в том числе и русских. Более полутора веков существуют две разные идеологии, рассматривавшие проблему единства славян: славянофильство и панславизм. Славянофильство  – это русская мысль, основанная на поиске места русского народа и России среди народов Запада и Востока и на том, что Россия сама по себе уникальная, самобытная цивилизация, такая же, как западная, исламская, индийская. Она не хуже и не лучше их, она просто иная. В основе российской цивилизации лежат национальная религия, определяемая ею культура, социально-экономический строй.

Идея славянского единства (панславизм) – идея культурного, языкового единства славян, связанная с борьбой за национальную независимость. Среди панславистских концепций были и самые радикальные, предусматривавшие объединение всех славян в одном государстве, более умеренные варианты объединения близких групп славянских этносов (чехословакизм, югославизм, «Болгария тех морей»). Но большинство панславистов все же видели свою программу в развитии культурных и хозяйственных связей между славянскими народами, без политического объединения. Но в целом славяне были разделены не только географически, но и религиозно. Католики и православные славяне не могли и не могут до сих пор найти точки сближения. Но в конце XIX в. видный русский военный, государственный и общественный деятель А. А. Киреев (1833-1910) попытался найти путь к церковному единству через так называемые старокатолическое движение,  имевшее популярность именно в славянских землях. Старокатоликами называли тех католических деятелей, священнослужителей и мирян, которые отказались признавать принятый на Ватиканском соборе в 1870 г. догмат о непогрешимости папы. Это логично привело старокатоликов к попытке сближения с восточными православными церквями, никогда не признававшими вводимых римскими папами новшеств.

Диалог православных и старокатоликов продолжался несколько десятилетий, но не увенчался успехом. Впрочем в силу тогдашних условий вряд ли вообще могло произойти церковное объединение славян. Тем больше заслуги в деятельности Киреева, фактически в одиночку при полном равнодушии синодального руководства русской церкви боровшимся за духовное слияние родственных народов.

Для большинства присутствовавших на конференции гостей история старокатоличества вообще была неизвестной. Более того, поляков, убежденных в своей вековой преданности католицизму, только искренне поразило, что в свое время старокатолики, пытавшиеся сблизиться с православной церковью, были весьма влиятельными в польских землях. Аналогичный шок испытали хорваты, всегда подчеркивающие свое отличие от сербов в религии, их что хорватский кардинал Йосип Штроссмайер был одним из лидеров старокатоличества.

Но ведь научные конференции для того и существуют, чтобы узнавать что-либо новое даже о вроде бы хорошо известных исторических событиях. В наши дни панславизм кажется чем-то устаревшим. Славяне или вошли, или хотят войти в «Европу». Но нынешний Евросоюз, похожий на большую Австро-Венгрию, вряд ли уничтожит славянскую идентичность. Думается, что в ближайшее время мы станем свидетелями нового подъема панславизма.


  • Министерство высшего образования и науки республики Польша
  • Институт славистических исследований Польской академии наук
  • Польское этнологическое общество (отделение в Варшаве)
  • Славянский фонд

 

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина