Межфакультетская кафедра дополнительного профессионального образования

Контактная информация
196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10.
pushkin_dpo@mail.ru
451-92-13, 469-68-85
Зав. кафедрой: Жилина Алла Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

Образовательная деятельность кафедры

  • Повышение квалификации и переподготовка работников системы образования на базе образовательных учреждений Ленинградской области и ЛГУ им. А.С. Пушкина.
  • Научная стажировка по проблемам учебной и научной деятельности кафедры.
  • Подготовка кадров высшей научно-педагогической квалификации, аспирантов, соискателей по специальностям:

 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;

 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.

Основные читаемые курсы

  • Экономическая теория и экономика образования
  • Государственная и социальная политика в образовании
  • Система государственно-общественного управления в образовательном учреждении
  • Исследование систем управления
  • Теория управления образовательной организацией
  • Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
  • Управление персоналом образовательного учреждения
  • Системное управление образовательным учреждением
  • Управление проектами, мониторинг в образовательном учреждении
  • Информационные технологии управления образовательным учреждением
  • Система государственно-общественного управления в образовательном учреждении
  • Реализация молодежной политики в образовательном учреждении
  • Маркетинг образовательных услуг
  • Деловые коммуникации в управлении образовательным учреждением
  • Психология управления в образовательном учреждении
  • Управление государственными и муниципальными закупками в системе образования
  • Финансово-хозяйственная деятельность в образовательном учреждении
  • Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением
  • Делопроизводство в образовательном учреждении
  • Основы государственного и муниципального управления
  • Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности
  • Педагогика и дошкольная педагогика
  • Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Семейная педагогика и методика работы с родителями
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста
  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
  • Моделирование образовательных программ
  • Литературное образование дошкольников
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Методика организации культурно-досуговой деятельности
  • Теория и технологии экологического образования детей
  • Введение в педагогическую деятельность
  • Педагогические технологии
  • Профессиональная педагогика
  • Информационные технологии в профессиональном образовании
  • Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования

Научно-исследовательская работа

Тема НИР кафедры: Управление знаниями – новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования.

На кафедре работает научная школа «Управление образованием» под руководством профессора А.И. Жилиной, формируется состав научных корреспондентов кафедры по проблемам управления образованием в современных условиях, управления знаниями для достижения требований ФГОС в образовательном процессе.

Под научным руководством профессора А.И. Жилиной по проблемам управления образовательным учреждением, образовательными системами муниципалитета и региона защищено 11 кандидатских диссертаций и одна докторская, в том числе кандидатские диссертации на темы: «Организация структуры управления инновационными процессами в системе повышения квалификации»; «Муниципальное управление сельскими социально-образовательными комплексами в условиях реструктуризации»; «Управление региональным филиалом ВУЗа в условиях сельского социума», «Информационное обеспечение муниципального управления образованием»; «Социальный институт семьи как педагогическая проблема» и др. Докторская диссертация «Становление качества жизни субъектов образования в современных условиях обучения». В настоящее время под руководством А.И. Жилиной работают 11 аспирантов, готовятся к защите кандидатских диссертаций шесть человек.

Фундаментальной основой успешной реализации стратегического ресурса в работе кафедры является научно-исследовательская и научно-методическая работа профессорско-преподавательского состава по научной теме кафедры на 2013–2016 годы:  «Управление знаниями – новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования». В эпоху развития общества знаний, развития экономики знаний управление знаниями в системе образования приобретает исключительную актуальность, так как управление знаниями – системное взаимодействие процессов и технологий создания, выявления, распространения, обработки, хранения и предоставления для использования знаний внутри любого учреждения, в первую очередь, учреждения образовательного. Управление знаниями – это система способов и средств осуществления той или иной целесообразной деятельности для достижения определенного результата (методы, приёмы, режим работы, последовательность операций и процедур). Всё вместе – это изменение профессионального мышления педагогов с целью овладения им  системно-деятельностным подходом в реализации своей профессиональной работы, ориентированной на результат, как того и требуют сегодняшние Федеральные стандарты общего образования.

В рамках своей научно-исследовательской проблематики кафедрой ежегодно (2013-2016 гг.) проводится  секция «Управление знаниями – новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования» на Международной научной конференции  «Царскосельские чтения». К Х1Х  «Царскосельским чтениям». 21.04.2015 г., подготовлено шесть докладов. В сборнике  «XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – Т. II. – С. 101–197. (6,1 п.л.)» опубликовано 25 статей преподавателей, аспирантов кафедры, практических работников образовательных учреждений Ленинградской области, ученых и специалистов других вузов, сотрудничающих с нашей кафедрой. К  Международной научной конференции  «XX Царскосельские чтения»  20.04.2016 г., подготовлено девять докладов. В сборнике  «XX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 20–21 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – Т. II. – С. 169–283. (7,1 п.л.)» опубликовано 25 статей преподавателей, аспирантов кафедры, и других практических работников образовательных учреждений.

Кафедра принимает активное участие в реализации областного Образовательного проекта по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  в образовательных учреждениях Ленинградской области» (сент. 2012 г. –  май 2015 г.). С 2012 г. кафедра реализует Образовательный проект на тему: «Управление знаниями – новая методология освоения учащимися ФГОС под руководством учителя на уроке» во Всеволожской школе №2. (Научный руководитель проекта – А.И. Жилина. Административный руководитель проекта – директор МОУ СОШ №2 О.М. Расторгина). Кафедрой проводится опытно-экспериментальная работа по управлению знаниями на уроке. Результаты проведённой работы ежегодно докладываются  на районных семинарах для преподавателей, где присутствует не менее 40-45 педагогов Всеволожского района на открытых уроках учителей МОУ СОШ №2, которые показывают возможности управления знаниями учащихся на уроке по достижению 100% результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В исследование проблем управления знаниями вовлечены аспиранты кафедры.

Преподаватели кафедры осуществляют научное руководство опытно-экспериментальной работой педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений Ленинградской области.

Основные публикации

  1. Жилина А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров системы образования в регионе. Кн. 1-я сер.: Профессионалы в управлении образованием XXI века. – СПб.: ИОВ РАО, 1999. – 200 с.
  2. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования: моногр. Кн. 2-я сер.: Профессионалы в управлении образованием XXI века. – СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.
  3. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Кн. 3-я сер.: Профессионалы в управлении образованием XXI века. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 209 с.
  4. Жилина А.И. Инновационная модель управления институтом повышения квалификации педагогов (ИПК) // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2010. – С. 93–109.
  5. Жилина А.И. Взаимосвязь управления знаниями в системе образования с социально-экономическим укладом общества // межвуз. сб. науч. тр. «Личность, общество, образование в изменяющемся мире». – СПб.: ЛОИРО, 2011. – С. 27–35.
  6. Жилина А.И. Системный подход как методология исследования развития современных процессов управления педагогическим образованием // Вопросы методологии в педагогике и  педагогическом образовании. – СПб. – Тюмень: УРАО ИПО, 2011. – С. 41–51.
  7. Жилина А.И. Направления государственной образовательной политики до 2020 года// Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2011. – №3. – С. 117–123.
  8. Жилина А.И. Модели управления подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2011. – №4. – С. 72–85.
  9. Жилина А.И. Концептуальные основы управления непрерывным образованием педагогов // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2012. – №2. – С. 93–101.
  10. Жилина А.И. Управление знанием как властью «информационного человека» над собой, природой и глобальным миром // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 7–10.
  11. Жилина А.И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в российской федерации» // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2014. – №2. – С. 56–68.
  12. Жилина А. И. Системноеуправление педагогическим образованием // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2015. – №1. – С. 89–100.
  13. Жилина А.И. Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41–46.
  14. Жукова О.Г. Система работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по обеспечению преемственности в развитии практических умений и творческих способностей детей. // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 68–85.
  15. Жукова О.Г. Формирование творческих начал личности художественно-практической деятельности: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 200 с.
  16. Жукова О.Г. Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. –2014. – № 3. – С. 110–118.
  17. Жукова О.Г. И тонкой нити кружева: пособие по развитию практических навыков. – СПб. «Детство-Пресс», 2015. – 48 c. ; ил.
  18. Иванова С.В., Сиялова И.А. Компетентностный подход: варианты оценивания достижений в обучении и воспитании: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 88 с.
  19. Иванова С.В., Сиялова И.А. Риски инновирования в образовательных организациях, обусловленные психологическими особенностями личностей истероидного типа. // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т 3. Педагогика. – 2014. – №2. – С. 5–14.
  20. Суртаева Н.Н., Сиялова И.А., Иванова С.В. Моделирование распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. Т 3. Педагогика. – 2014. – №3. – С. 157–166.
  21. Казанникова А.В., Морозова М.И., Сметанина Т.В. Методические рекомендации по обучению руководителей анализу конкурентной среды и стратегическому планированию развития образовательных учреждений / под ред. А.М. Пырского. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 184 с.
  22. Казанникова А.В. Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – 164 с.
  23. Максимова В.Н. Современный образовательный менеджмент: учеб. пособие. – 2-е изд.; испр. и доп. / В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, И.А. Сиялова, О.П. Бурдакова и др. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 264 с.
  24. Овчинникова Е.В. Документационное обеспечение управления в образовательных учреждениях: учеб. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 108 с.
  25. Полетаева Н.М., Сиялова И.А. Преподавание психологии в профильной школе: учеб.-метод. пособие / под ред. Н.М. Полетаевой. – СПб.: ЛОИРО, 2007. – 143 c.
  26. Полетаева Н.М. Культура здоровья: учеб. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – 133 с.
  27. Полетаева Н.М. Эффективная организация работы образовательного ресурсного центра: науч.-метод. рек. / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 159 с.
  28. Полетаева Н.М., Родина Е.А., Сиялова И.А. и др. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: моногр. / Н.М. Полетаева, Е.А. Родина, И.А. Сиялова, Л.Е.  Лукина, М.С. Задворная, А.Н. Кулиш. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 316 с.
  29. Полетаева Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т 3. Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 30–39.
  30. Полетаева Н.М. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журнал. – Т 3. Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 108–114.
  31. Пырский А.М., Афанасьев К.С. Управление персоналом: учеб. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 292 с.
  32. Чепуренко Г.П. Информационные аспекты управления процессом подготовкиспециалистов в вузе.Монография.- Великий Новгород: НГУ, 2003.-180 с.
  33. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Монография.- СПб: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002.- 163 с.
  34. Чепуренко Г.П. Проблемы профессионализма в управлении разрешающими возможностями среды в образовательных организациях // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т. 3. Педагогика. – 2015. – №3. – С. 28–40.

Аспирантура

Код Направление Степень Профили подготовки
44.06.01 Образование и педагогические наукиИсследователь. Преподаватель - исследователь
#ФИОУченая степеньДолжность
1Жилина Алла Ивановнадоктор педагогических наук, профессорЗав. кафедрой
2Галочкина Ольга Анатольевнадоктор экономических наук, доцентПрофессор
3Лустин Сергей Ивановичдоктор медицинских наук, профессорПрофессор
4Полетаева Наталия Михайловнадоктор педагогических наук, профессорПрофессор
5Чепуренко Галина Павловнадоктор педагогических наук, профессорПрофессор
6Афанасьев Кирилл Станиславовичкандидат философских наукДоцент
7Валеева Елена Олеговнакандидат экономических наук, доцентДоцент
8Жукова Оксана Геннадьевнакандидат педагогических наук, доцентДоцент
9Казанникова Анна Вячеславовнакандидат педагогических наукДоцент
10Овчинникова Елена Викторовнакандидат педагогических наукДоцент
11Родина Елена Альфредовнакандидат педагогических наукДоцент
12Сиялова Ирина Александровнакандидат педагогических наук, доцентДоцент
© 2006-2017 Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.