Научно-исследовательская лаборатория диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений

Контактная информация
196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10.
dekanatdefo_lgu@mail.ru
8 (812) 346-53-60
Зав. лабораторией: Никитина Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

Научно-исследовательская лаборатория диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений является структурным подразделением университета.

Руководит лабораторией Никитина Маргарита Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент Российской академии образования.

М.И. Никитина имеет стаж работы в специальной педагогике более 40 лет, более 25 лет руководила кафедрой сурдопедагогики, почти 10 лет являлась бессменным деканом Факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Маргарита Ивановна Никитина по праву считается ведущим специалистом в области специального образования в Российской Федерации, признанным лидером дефектологической науки в Европе, Америке, Канаде.

Маргарита Ивановна – один из основоположников отечественной сурдопедагогики, родоначальник интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, основатель современной системы специального образования в Санкт – Петербурге, инициатор проведения в Российской Федерации Международных конференций по интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профессор М.И. Никитина в системе высшего профессионального образования стояла у истоков, организации и внедрения двухуровневой системы подготовки по направлению «Педагогика» по профилям подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», «Образование лиц с нарушениями слуха».

Маргарита Ивановна Никитина является автором, разработчиком и создателем магистерских программ:

  • «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»;
  • «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии»;
  • «Образование лиц с нарушением слуха»;
  • «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Никитина М.И. имеет правительственные награды, премии, благодарности – Почетную грамоту Министерства общего и профессионального образования; Государственную премию в области образования; Почетную грамоту Губернатора Санкт – Петербурга; знак «Почетный работник высшего профессионального образования» и др.

Общее количество публикаций М.И. Никитиной – около 200 в области коррекционной педагогики и специальной психологии, включая федеральные учебники, монографии, учебно – методические пособия, программы курсов.

Количество диссертаций успешно защищенных под руководством М.И. Никитиной - 20 кандидатских и 4 докторских диссертации.

М.И. Никитина регулярно представляет результаты своей научно-исследовательской деятельности и разработки в области специального образования на конференциях разного уровня, в том числе на международных конгрессах и симпозиумах, заседаниях Российской академии образования, активно рецензирует и экспертирует научные работы, учебники и учебные пособия, регулярно выступает в качестве оппонента  кандидатских и докторских диссертационных работ.

Результаты научных исследований сотрудников лаборатории имеют практическую направленность и активно внедряются в деятельность коррекционных и массовых учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В целом, научно-практические исследования направлены на разработку и создание концепции улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья за счет создания благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности, что является аспектом реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики РФ.

Научно-исследовательская работа кафедры  коррекционной педагогики и коррекционной психологии строится в соответствии с наиболее актуальными проблемами специального образования в Российской Федерации, Европе, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области:

  • Создание системы ранней коррекционно – педагогической помощи детям первого года жизни с ограниченными возможностями здоровья
  • Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях общеобразовательной сельской школы
  • Профильное обучение как  средство социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в  общеобразовательной школе
  • Универсальная модель социализации выпускников специальных детских домов в Ленинградской области
  • Система непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
  • Проблемы обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста
  • Обеспечение социализации детей с комплексными множественными нарушениями развития
  • Дистанционное обучение детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
© 2006-2017 Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.